Осетинская культура формировалась усилиями многих талантливых людей, в том числе и за счет вклада выдающегося художника и общественного деятеля Махарбека Сафаровича Туганова.
Туганов был личностью разносторонней: искусствовед, педагог, этнограф, декоратор… Но больше всего прославился в роли живописца, графика и иллюстратора. И немудрено, ведь учителем художника был сам Илья Репин!
Махарбек Туганов. Источник: mypresentation.ru
Это уже потом было всесоюзное признание, титул заслуженного деятеля искусств, а начиналось все в селе Дур-Дур Терской области в 1881 году. В семье дворянина, ученого-ботаника Сафара Туганова родился сын. Дедом Махарбека был известный генерал русской армии Асланбек Туганов. Другой дед был этнографом, собирателем осетинских сказаний. Так что мальчик рос в интеллигентной атмосфере, имея прекрасные возможности для учебы и развития.
Первые рисунки и наброски будущий художник делает еще в юности. Уже тогда он заинтересовался осетинским фольклором и, в частности, нартским эпосом – темой, которую будет изучать и использовать в творчестве большую часть жизни. Кстати, многие рисунки были сделаны по материалам археологических раскопок в Кобанском некрополе.
Окончив школу, в 1900 году он приехал в Петербург для обучения в Горном институте, но не прошел испытания и вместо него поступил в Академию художеств, став вторым осетином-студентом в истории заведения. Первым был Коста Хетагуров.
Нартский эпос. Махарбек Туганов
Туганов попал в мастерскую Ильи Репина, последователя школы русского реализма. В академии он представил свой дебютный эскиз на тему осетинского эпоса – «Пир нартов». На рисунке были изображены танцующие на столе герои нартского эпоса. Но в академии работу не поняли и идею не оценили. Впрочем, сам художник негативное восприятие работы списал на собственный недостаток мастерства и решил от темы осетинского фольклора временно отказаться.
В 1903 году Туганов переехал в Мюнхен и поступил на обучение к Антону Ашбе – гению европейского импрессионизма. Затем были Вена и Париж, новые школы-студии, в каждой из которых он жадно черпал знания у маститых живописцев.
По возвращении домой Туганов открыл во Владикавказе художественную студию – первую в Осетии. Задействовав знания и опыт европейской и русской школ, мастер создал свой собственный, «тугановский» стиль живописи. И именно в этом стиле он рисовал иллюстрации к нартскому эпосу.
Больше 50 таких работ осталось в Вене. Здесь он планировал издать их, но Первая Мировая война этому помешала. Рисунки так и остались в его венской мастерской. Уже в советские годы часть вернут на родину и даже представят публике на выставке во Владикавказе, но позже они бесследно пропадут.
Нартский эпос. Махарбек Туганов
Работал Туганов и в стиле академического реализма – писал портреты осетинских аристократов. Однако к этому направлению принадлежат, в основном, ранние его работы – дореволюционные.
В 1920-е годы он пишет картины «Смерть Ахсара и Ахсартага», «Донбеттыр», «Похищение Бурдзабах» и другие.
После Революции художник часто переезжал с места на место, пока не обосновался в Цхинвале, где открыл Художественное училище. Тут же он организовал Союз республиканских художников и картинную галерею при краеведческом музее. Успел поработать главным художником Юго-Осетинского драмтеатра, организовал несколько выставок.
Последние годы живописец провел в поселке Орджоникидзе. Махарбека Туганова не стало в 1952 году. Его именем назван художественный музей во Владикавказе, Художественное училище в Цхинвале, а также улицы в осетинских городах. А на его малой родине в селе Дур-Дур открыт Дом-музей Туганова.