Олег Пономарёв
Автор

Цена мира и цена вражды

21 мая исполняется 157 лет со дня окончания Кавказской войны

Олег Пономарёв
Автор
21.05.2021

фото wikizero.com

Более полутора века назад, 21 мая 1864 года, в лагере соединения колонн русских императорских войск в горном селении Кбаадэ была совершена церковная служба по случаю завершения Кавказской войны. Именно эта дата знаменует установление Российской империей контроля над территорией Северного Кавказа.

​Дата сложная, многозначная, вместившая в себя и большую политику, и трагические судьбы малых народов, и тяготы войны, и героизм людей, и непростое осмысление новой реальности, сложившейся после установления сначала относительного, а потом и стабильного мира на этой земле.

фото noodlemagazine.com

Данное событие можно рассматривать с различных ракурсов. Например, с историко-политического, который даёт ответ на вопрос, почему малые народы оказались между жерновами интересов «больших игроков» той поры, и к чему привело это противостояние. Или гуманитарного, который оценивает трагедию людей, выбравших мухаджирство в сопредельные государства, но и там, увы, не всегда встречавших лучшую участь.

Эта многогранная тема, разумеется, не может и не должна восприниматься отстранённо и равнодушно. Однако спекулировать на ней – опасная тенденция. Тем не менее, речь о так называемом «черкесском геноциде» с упорной настойчивостью инициируется в политический дискурс адыгской общественно-политической жизни.

Контраргументов по поводу пресловутого «геноцида» много. Вот, например, один из них: как же вышло, что народ, якобы подвергнутый «геноциду», является титульной национальностью сразу в трёх российских республиках, и его представители живут в них вполне успешно и достойно? И где ещё, в какой стране мира адыги создали свои автономные государственные образования? Нигде, кроме России. Хотя в той же Турции, например, проживают сотни тысяч черкесов.    

Кавказская война – это часть нашей совместной истории, в которой имеется трагическое содержание. Но эта страница истории давно перевёрнута. Кавказские народы органично и прочно стали частью советского, а затем и российского социума. Мы вместе строим великое государство. Мы едины и равноправны. Этим и сильны.

Должны ли мы помнить жертв Кавказской войны? Безусловно. И мы чтим их память. 21 мая официально объявлен памятным и нерабочим днём в трёх республиках Российской Федерации – в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Различными мероприятиями этот день отмечается в черкесских аулах Краснодарского края, а также в ряде стран мира.

фото maikop.ru

Нужна ли дискуссия по истории Кавказской войны? Однозначно нужна. В общественной, гражданской, научной среде. Потому что это наша общая история, наша общая судьба. Но именно дискуссия, которая приводит к поиску объединительной истины, а не жупел, разъедающий доверие между народами, делающий их врагами.

фото adm.adygheya.ru

Тимур Тенов - политолог, руководитель Кабардино-Балкарского отделения Российского общества политологов, доцент кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова, кандидат юридических наук:     

- Самые различные силы и направления пытаются использовать общественно-значимую в черкесском обществе дату 21 мая в своих интересах. Для самих адыгов это, прежде всего, день памяти.

Мало кто станет спорить с тем, что это были крайне трагичные события. Вполне естественно, что память о них жива и почитается основной массой всего черкесского мира. Спекуляции на эту тему были, есть и будут, поскольку на Кавказе адыгский этнос и его политическая история свидетельствуют о значительном влиянии адыгов на общекавказский вектор развития.

Значимость даты подчеркивается тем, что «черкесский вопрос» используется как в геополитическом, так и во внутригосударственном контексте. В этой связи попытки дезавуировать эту дату или «размыть» её на составляющие - не самый лучший способ. На мой взгляд, предположения, что Кавказ легко «раскачать», являются поверхностными, если не сказать более. Здесь всё еще крепки традиции и право обычая. Государство в данном случае совершенно верно не абстрагируется, а пытается адекватно реагировать на столь мощный запрос в общественном сознании.

 

Игорь Крючков - доктор исторических наук, заведующий кафедрой зарубежной истории, политологии и международных отношений гуманитарного института СКФУ:

- Тема Кавказской войны до сих пор остаётся актуальной и в нашей историографии, и в исторической памяти народов Кавказа. Это всё-таки история наших народов, нашей страны.

Конечно же, мы положительно оцениваем присоединение Северного Кавказа к России в результате этого события. Но, с другой стороны, вызывают глубокое сожаление те эксцессы, которые происходили во время войны – жертвы с обеих сторон, проблема мухаджирства и тому подобное.

Такого рода проблемы занимают, прежде всего, умы исторического сообщества, с точки зрения исторической памяти. Но, к сожалению (и это не только особенность России), историческое прошлое – из круга общественных, научных дискуссий – становится предметом различного рода политических спекуляций, для разжигания межнациональных страстей.

Этот момент в очередной раз свидетельствует о том, что историческое прошлое, которое является предметом политических манипуляций, может стать очень опасным симптомом развития современного общества.

Кто это использует? Разные политические силы… Когда готовилась Зимняя Олимпиада в Сочи, не только в нашей стране, но и за её пределами, поднималась тема так называемого «геноцида адыгов». Хотя, надо признать, адыгские племена действительно очень сильно пострадали во время Кавказской войны.

Я выражу свою точку зрения по этому поводу: общество должно идти вперёд. Современные интеллектуальные и политические элиты должны сформулировать новую повестку развития Кавказа, в частности – субъектов СКФО. Это проблемы экономической и политической модернизации, решения социальных вопросов…

Особенность Кавказа – молодёжь. Рождаемость в нашем макрорегионе высокая по сравнению с другими субъектами, и молодёжь является той средой, которой нужно экстраполировать эту позитивную повестку. Иначе будут периодически «всплывать» политические силы, которые северокавказскую молодёжь ведут не в будущее, не в решение злободневных проблем, а назад – к упомянутым «обидам». Зачастую оправданным обидам, но обидам прошлого. И разжигать их. Во многом – чтобы оправдать провалы современности и, опять же, решая свои спекулятивные цели.

 

Мухамед Хафицэ - тхамада общественной организации «Адыгэ Хасэ» Кабардино-Балкарской Республики:

- Насаждаемый некоторыми кругами деструктивный национализм не вписывается в картину современного мира. Не подходит он и Северному Кавказу. Развитые государства, стремясь к общественной стабильности и повышению жизненного уровня своих народов, избрали для себя путь экономического развития. Именно этот конструктивный путь может привести к воплощению в жизнь наших национальных идей.

Пускай же День памяти адыгов 21 мая послужит тем же целям, за которые наши предки отдали свои жизни – построение мирного государства, в котором господствуют зрелость и мудрость, в котором идёт напряжённая работа ради улучшения нашей жизни, ради будущего наших детей.

Нет ничего плохого в том, что адыги помнят прошлые обиды. Но опасно и безрассудно использовать трагедию Кавказской войны 1763-1864 гг. в качестве предлога для распространения угара национализма, способного принести нашему народу лишь раздоры и бедствия. Легко, поддавшись эмоциям, вынуть меч из ножен. Неизмеримо труднее потом будет вложить его обратно.

Пусть помнят крепко те деструктивные силы (их совсем мало), которые отрабатывают западные финансовые вливания: ваши провокации не пройдут. Мы сильны единством ради светлого будущего нашей великой державы.