Сергей Литовченко
Автор

Переправы и сражения военного инженера Эдуарда Кесслера

В 1859 году Кесслер командовал войсками при взятии Гуниба – последнего оплота имама Шамиля

Сергей Литовченко
Автор
29.12.2021

Судьба выдающегося военного инженера, генерал-лейтенанта русской армии и талантливого полководца Эдуарда Федоровича Кесслера оказалась неразрывно связана с Северным Кавказом. Именно здесь в полной мере проявились его таланты, а сам Кесслер сыграл не последнюю роль в истории региона.

Эдуард Кесслер родился в 1812 году, закончил Главное инженерное училище, а затем Офицерские классы и в чине подпоручика поступил на службу в Гвардейский корпус. Но полученных знаний ему показалось недостаточно и в 1835 году он отправился в Голландию и Пруссию для изучения инженерного дела.

Обучение у европейских мастеров не прошло даром: по возвращении на родину он успешно участвовал в строительстве Куринского укрепления в Чечне, основанного по настоянию генерала Павла Граббе. Крепость имела ключевое значение во время Кавказской войны и прикрывала левый фланг укрепленной линии. Кесслер отвечал за архитектурные и технические вопросы и блестяще справился с задачей.

Куринское укрепление. Источник: tehne.com

Начиная с 1843 года Эдуард Кесслер участвовал в Кавказской войне. Сражения следовали одно за другим: Гоцатль, Хунзах, Тимитль, но славу и признание ему принесла переправа на реке Сулак в Дагестане.

Мост через реку был разрушен неприятелем, русские войска оказались в тупике под шквальным огнем. Здесь Кесслеру и пригодились инженерные знания и таланты. Прямо под обстрелом он вместе с вверенным батальоном переплавился на другой берег, занял его и всего за одну ночь успешно восстановил мост. Войска благополучно переправились на другой берег, а роль Кесслера высоко оценили в командовании и наградили его орденом Св. Георгия IV-й степени.

Участие в Даргинской экспедиции принесло очередной успех, а в 1846 году он вновь оказался на берегу Сулака, где построил первый на Кавказе наплавной мост. До этого все попытки построить постоянную переправу через стремительные горные потоки оканчивались неудачами. Чтобы добиться успеха Кесслеру пришлось досконально изучить особенности реки и ее течения на участке, в результате мост был построен, что существенно упростило жизнь русской армии.

А в 1847 году его инженерные таланты пригодились при осаде аулов Гергебиль и Салты. В результате обе кампании завершились успехом: занятые ранее войсками Шамиля поселения были взяты, хотя и с большими потерями с обеих сторон.

В этих сражениях Кесслер впервые проявил себя не только как инженер, но и военный офицер, за что был произведен в полковники. Долгие семь лет Кесслер командовал Самурским пехотным полком, наведя там железную дисциплину.

Под его руководством подразделение предприняло несколько успешных походов. В битве за дагестанский аул Чох Эдуард Кесслер получил ранение – пуля попала в лицо, раздробив нижнюю челюсть, но даже после этого он не покинул поле сражения, подавая пример стойкости и мужества солдатам.

В 1855 году за доблестную службу Кесслера произвели в генерал-майоры, а вслед за этим назначили главным инженером Кавказского корпуса. В 1859 году Кесслер командовал войсками при взятии Гуниба – последнего оплота имама Шамиля.

Аул был завоеван при минимальных потерях, со всеми орудиями и обосновавшимися внутри мюридами, Шамиль взят живым. Сам же военачальник был отмечен орденом Св. Георгия III-й степени.

Могила Э.Ф. Кесслера. Источник: geocaching.su

На пенсию Эдуард Федорович вышел в чине генерал-лейтенанта. Поселился в Крыму, построил дом, разбил фруктовый сад и парк с каштановой аллеей, принимал активное участие в местной общественной и политической жизни и не раз возвращался на Северный Кавказ.

Умер Кесслер в Пятигорске в 1878 году, похоронен в крымском селе Ферсманово.