«Чайка русской сцены», властительница дум и знаменитая русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская гастролировала по всей России и за ее пределами, и всюду ее принимали тепло и сердечно. Многие эпизоды из ее творческой карьеры связаны с Кавказскими Минеральными Водами.
Впервые на курортных просторах актриса оказалась в 1898 году, когда лечилась в Железноводске. Она проживала в доме Карпова – известной курортной гостинице, в которой в 1841 году останавливался сам Михаил Лермонтов. В это же время в кисловодском Курзале давала представления труппа Виктора Форкатти. В ее состав входила и Комиссаржевская. Она участвовала в постановках «Общества поощрения скуки» Крылова и «Горнозаводчика» Ж. Оне. Постановки прошли блестяще, ее несколько раз вызывали на бис.
Вера Комисаржевская. Источник: rgnp.ru
На очереди был «Бой бабочек». Все билеты на постановку были проданы задолго до даты. И вновь успех, и вновь бурные овации, и восторг зрителей. Но Веру не покидало чувство неудовлетворенности собственной игрой, многое она видела по-другому. Тем не менее, Железноводске и Кисловодске актрисе очень понравилось – и люди, и атмосфера, и красивые виды. В одном из писем она писала, что здесь можно отдохнуть «в полном и глубоком смысле этого слова».
Следующее свидание с Железноводском состоялось в 1900 году, когда Комиссаржевская вновь прибыла сюда на лечение. Здесь она принимала грязевые ванны, встречалась с гостями и гуляла по городским улочкам.
Актриса до кончиков пальцев, она не могла пропустить местные премьеры и продолжала участвовать в постановках, что негативно сказывалось на здоровье и нарушало режим.
Вера Комисаржевская на сцене. Источник: verakomina.ifmo.ru
Очередной визит в 1902 году актриса встретила на распутье – из Александрийского театра она ушла, а в Московский Художественный ее приглашать не спешили. На сей раз она могла вволю отдохнуть. Чего, конечно же, не сделала. Вместо этого Комиссаржевская задумала открыть собственный театр, где будут традиции и правила, подвластные только ей.
В середине июля она играет свою самую яркую и знаковую роль – Рози в «Бое бабочек». С ней она выступала в Ессентуках, затем в Лермонтовской галерее в Пятигорске и в Пушкинской галерее Железноводска. Затем следовали выступления в кисловодском Курзале. В этот раз публика приняла ее не столь благосклонно – подвел низкий уровень других актеров. Хотя это не помешало поставить здесь же «Бесприданницу», где Комиссаржевская с блеском сыграла Ларису.
Театральный сезон 1903 года Вера Федоровна вновь встретила в Железноводске. Здесь она участвовала в гастрольных постановках труппы Брагина – играла в пьесах «Вопрос», «Горнозаводчик», «Монна Ванна» и «Родина». Больше других ей удалась роль в «Горнозаводчике» - зал рукоплескал.
Не обошлось и без интриг. Директор Вод Хвошинский запретил печатать рецензии на спектакли с участием Комиссаржевской в курортной газете из-за ее конкуренции с оперной дивой Зинаидой Баэур, которой он покровительствовал. Тем не менее, успех был оглушительный, а столичная пресса с сарказмом прошлась по местной газете, отметив, что та бесстыдно рекламировала певицу Бауэр и игнорировала яркую игру Комиссаржевской.
Возмутились бойкоту и представители творческой интеллигенции, отдыхавшие на курорте. Зрители же не заметили закулисных войн и с восторгом одаривали Комиссаржевскую цветами и овациями. В итоге редактор местной газеты не удержался и поместил восторженную заметку о премьере, рискуя быть уволенным.
В 1905 году актриса вновь была в Кисловодске. Под впечатлением от революции, она с трудом скрывала эмоции, играя Нору в одноименной пьесе Ибсена. Возможно, именно благодаря этому ей удалось сыграть так, что ее Нора вошла в историю русского театра, а спектакль несколько раз прерывался из-за бурных оваций.
Вера Комисаржевская в театре. Источник: ussr-akter.ru
Сборы от следующего спектакля, прошедшего в Пушкинской галерее Железноводска, пошли на революционные нужды – Комиссаржевской были близки идеи большевиков, и она всячески им помогала.
Помимо спектаклей Комиссаржевская давала на Водах концерты: играя на рояле или гитаре, исполняла романсы и декламировала стихи. Комиссаржевская приезжала на Воды почти каждый год. Последний раз она была здесь незадолго до смерти. Это был период творческого кризиса и исканий, поэтому выступлений не было. Последними ее словами о Кавминводах, стали: «Я отдыхаю, купаюсь в солнце».