История Дня репатрианта ведёт свой отсчёт с 1 августа 1998 года – с того дня, когда в Адыгею из объятого пламенем войны Косово (бывшая Югославия) возвратилась первая группа этнических адыгов. Они бежали от ужасов войны на свою историческую родину - в надежде на лучшую жизнь для себя и для своих детей. И получили её.
Большую роль в репатриации сыграла поддержка руководства Российской Федерации, продемонстрировавшая всему миру добрую волю, гуманность, стремление защитить права и интересы соотечественников, где бы они ни находились.
На текущий момент в Адыгее проживает, по разным оценкам, около двух тысяч адыгов (черкесов), а также представителей других национальностей, вернувшихся на землю предков из других государств: Турции, Сирии, Иордании, Израиля, стран Европы. Большинство из них органично вливается в повседневную жизнь республики, чему способствует поддержка со стороны ряда общественных организаций, а также региональных властей.
Однако здесь есть весьма важный момент. Создание действенного механизма адаптации соотечественников на новом месте, конструктивное взаимодействие с адыгской диаспорой позволяет преодолеть трудности начального периода репатриации в Адыгею и регионы СКФО. Человек, возвращающийся на родину, должен знать: здесь его ждут, здесь ему помогут. Будет предоставлена возможность работать и получать образование, воспитывать детей, находиться в безопасности.
С другой стороны, принимающая сторона также должна быть уверена, что встречает действительно полезных, стремящихся к созидательной жизни членов общества, а не равнодушных потребителей благ или, ещё хуже, представителей «пятой колонны». Благо, таких случаев, в целом, избежать удалось – благодаря взвешенной и ответственной политике в данном направлении. Без «массовой кампанейщины», без спонтанных шагов.
Аскер Шхалахов, Председатель Комитета Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации Республики Адыгея:
- Кто-то говорит, что Россия должна принять всех только из-за того, что они были выселены. Извините. Мы же понимаем, какая экономическая обстановка сейчас на Северном Кавказе. Как это, безоглядно переселять всех? Как они будут жить? Где? У нас, что, россияне уже решили жилищную проблему? Человек же должен приехать и где-то как-то жить. Вовремя не заплатил за съемное жилье – выселили. Не получил гражданство – с работой сложности. Поэтому, да. Сложно.
Польза есть от конкретных людей, которые переселяются, вживляются и работают. Поэтому мы с радостью готовы принять тех, кто этого хочет. Насильно никого тянуть не будем. Нам нужны полноценные члены нашего общества. Настоящие граждане России…
Действительно, примеров непродуманной миграционной политики в мире немало. Не будем говорить о сирийских беженцах в Европе. Но неконтролируемая репатриация тоже способна привести к социальной напряжённости и конфликтам – как с иными этническими общинами, так и с представителями своего этноса. Это объяснимо: мировоззрение людей формировалось в других условиях, оно не всегда готово к новой реальности.
Именно поэтому чрезвычайно важна не только материальная помощь репатриантам по факту прибытия, но и превентивно-гуманитарная: в адаптации к национально-культурным условиям ещё на уровне намерения возвратиться на землю предков. Необходимы тесные контакты с диаспорами в других странах с целью сближения языковой и культурной среды, развития образовательных и иных связей с соплеменниками в зарубежных странах.
Хаути Сохроков - Президент Международной Черкесской Ассоциации:
- Международная Черкесская Ассоциация всячески поддерживает соотечественников за рубежом, тесно сотрудничая с ними по волнующим их вопросам, обмениваясь делегациями, обучая молодых черкесов в российских вузах, ежегодно принимая детей из Турции, Сирии, Иордании и Израиля в оздоровительных лагерях КБР и Адыгеи… Репатриация адыгов на историческую родину является важнейшей проблемой. Она довольно многогранна, и решить ее разом нам не удаётся. Мы ясно понимаем уровень сложности этих вопросов.
Сегодня растёт понимание необходимости установления тесной связи с исторической родиной, с диаспорами во всех странах - чтобы быть всегда вместе, действовать сообща, совместно беречь язык, развивать свою культуру, традиции и обычаи - по любви и из патриотических чувств.
Но где бы ни жили черкесы, на каком бы языке они ни говорили, они должны знать, что их историческая Родина – Россия. Они также должны осознать, что наше будущее отчасти зависит от сохранения и дальнейшего развития языка, культуры на исторической Родине…
С главой МЧА нельзя не согласиться. Особенно важна эта работа в отношении молодёжи. Если люди зрелых лет, в целом, осознают, в какие условия они попадут по возвращению на родину, то молодые люди – целиком продукт той среды, которая их сформировала, несмотря на влияние диаспоры и семьи. Им намного сложнее, им нужна особая поддержка: языковая, социокультурная, ментальная, образовательная, коммуникативная.
Ну а праздник есть праздник. И это хороший повод поздравить всех, кто возвращается к истокам, начинает новый, важный этап жизни – уже на земле своих предков.
Фото: официальный сайт Комитета по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации Республики Адыгея.