Сергей Литовченко
Автор

Генерал Петр Лихачев: реформатор русской армии на Кавказе

Во время создания егерского полка Лихачев проявил педагогический и новаторский талант

Сергей Литовченко
Автор
26.07.2021

Генерал Петр Гаврилович Лихачев родом из Псковской губернии, сделал блестящую воинскую карьеру и вошел в историю как герой Бородинского сражения. Его жизнь была неразрывно связана с Северным Кавказом, а инициативы и реформы внесли неоценимый вклад в развитие русской армии.

Петр Лихачев родился в 1758 году и с юных лет посвятил жизнь служению Родине, начав карьеру в 14 лет с должности фурьера. Участвовал в подавлении беспорядков в Крыму, Русско-шведской войне и других кампаниях.

Дослужившись до чина майора, в 1791 году Лихачев ушел в отставку по состоянию здоровья. Но уже спустя год вернулся на службу и поступил в Петербургский гренадерский полк. В 1793 году его отправили в Кубанский егерский корпус на Кавказ. В 1797 году полк расформировали, но Лихачеву предложили должность коменданта Константиногорской крепости (будущего Пятигорска) и поручили сформировать там новый полк – 17-й егерский. Он не только успешно справился с поставленной задачей, но и дослужился до звания полковника. А в январе 1800 года ему присвоили звание генерал-майора и назначили почетным командиром полка.

Во время создания егерского полка Лихачев проявил педагогический и новаторский талант. Начал он с того, что отменил плац-парадную муштру, которую недолюбливали солдаты. Вместо нее оттачивать боевые навыки служивые должны были на военных играх. Также Лихачев ввел в обучение гимнастику, обучение приемам штыкового боя, проводил занятия в условиях горной местности, стрелковые упражнения. Итогом стало повышение выносливости и физической подготовки военных.

Действовавшую форму он заменил на более удобные в горах папаху, высокие сапоги и куртки свободного кроя, ввел холщовые сумки и поясные патронташи. С новой экипировкой солдатам стало гораздо удобнее и проще выполнять действия в горах, оставаясь незаметными. В результате эффективность состава заметно повысилась.

Но этого генералу-новатору показалось недостаточно, и он отказался от старой оборонительной тактики, справедливо рассудив, что внезапно атаковать противника будет намного эффективнее, чем защищаться от нападения. Первым делом он наладил разведку – его егери оперативно выслеживали крупные формирования и отряды горцев, и докладывали обо всех их перемещениях. При приближении противника к заставе, отряд «зеленых егерей» вместе с казаками выступал из крепости и первым атаковал врага. Таким способом Лихачев выиграл не один бой.

Инициативы Лихачева по достоинству оценили и в командовании – при формировании Кавказского корпуса в 1815 году их использовал генерал Ермолов.

В 1806 году Россия вела войну против Дербентского и Кубинского ханств. Завершить ее удалось Лихачеву, причем не боевыми действиями, а переговорами, тем самым сохранив тысячи жизней. Рискуя быть убитым, Лихачев и шесть сотен казаков прокрались к Дербенту, вышли к лидеру ханства и убедили его остановить кровопролитие. При этом у генерала были все шансы самому быть убитым во время переговоров, как уже случилось с его предшественником князем Цициановым. Вслед за этим последовал поход Лихачева в Кубинское ханство, где он повторил свой дипломатический подвиг.

За время в строю он совершил немало выдающихся действий во славу Отечества. Особенно отличился генерал Лихачев при штурме ущелья Хан-Кале, за что был награжден орденом Святого Георгия третьей степени.

Тем не менее, годы службы не прошли даром, в ходе боевых вылазок Петр Гаврилович получил несколько ранений. В 1808 году состояние его здоровья вновь ухудшилось, и он во второй раз вынужден был уйти в отставку, чтобы вернуться через год. Затем был поход в Галицию и Отечественная война 1812 года: оборона Смоленска, противостояние с формированием легендарного французского маршала Нея и Бородинское сражение, в котором страдающий от ревматизма и невыносимых болей в суставах Лихачев был взят в плен, бросившись со шпагой на прорвавшихся французов.

Генерал хотел погибнуть в бою как герой, но вместо этого был ранен и захвачен врагами. Точное место и время его смерти неизвестны. По одной версии, он умер в 1812 году в Кенигсберге. По другой – в 1813 году уже в России, куда его доставили после освобождения русскими войсками.