Олег Пономарёв
Автор

Имам Шамиль: организатор, воин, богослов

К 224-летию со дня рождения предводителя кавказских горцев

Олег Пономарёв
Автор
25.06.2021

Говоря о любом человеке исторического уровня, уместно оценивать его с различных сторон – как личность, как символ времени, как деятеля, который оказал серьёзное влияние на развитие территорий и национальное сознание этнических групп. В любом из этих воплощений имам Шамиль предстаёт персоной выдающейся. И дело тут не в оценочных коннотациях, а просто в фактах.   

Факты говорят сами за себя: Шамиль, будучи вождём и объединителем горских народов Западного Дагестана и Восточной Чечни, почти четверть века эффективно оказывал сопротивление одной из мощнейших армий мира - войскам Российской империи. В наиболее драматичных и сложных этапах Кавказской войны он показал себя и полководцем, и государственным деятелем, и дипломатом. На это был способен человек действительно незаурядных способностей.  

Родившийся 26 июня 1797 года в аварском селении Гимры (ныне Унцукульский район Дагестана), Шамиль с юных лет показывал высокие способности к наукам, к физической подготовке, демонстрировал волевые и лидерские качества. Нерядовое семейное окружение, прекрасное богословское образование, юношеская дружба с такой личностью, как будущий имам Гази-Мухаммад – всё это во многом определило его жизненный путь.

Биография Шамиля достаточно широко известна, мы не ставим задачу её заново пересказывать. Но ключевые точки, для понимания темы, выделить необходимо – объективно, без восхваления либо осуждения.

Дар убеждения, твёрдость, дипломатические способности позволили Шамилю объединить разрозненные племена Чечни и Дагестана в теократическое государство - имамат. И когда наследные ханы уступили власть верховному совету под председательством Шамиля, к войскам кавказцев стали приходить заметные военные успехи.

Тактически Шамиль показал себя выдающимся полководцем. Но стратегически шансов выиграть Кавказскую войну у него попросту не было. Никакая собственная, зарубежная либо сверхъестественная сила не могла помешать жизненно важным государственным планам Российской империи установить контроль над Северным Кавказом. Это был неумолимый ход истории, в котором политики решают глобальные задачи, не считаясь с тем, сколько крови доблестных воинов пролилось на полях сражений – кавказских, русских или любых других. Война, затянувшаяся на 47 лет, всё больше становилась бессмысленной. Историческая судьба, политически и территориально определившая противоборствующим сторонам строить общее мирное будущее, вершила свою непреклонную волю.

На фото: фрагмент картины Теодора Горшельта «Штурм аула Гуниб 25 августа 1859 года»

 

Когда в Гунибе, 7 сентября 1859 года, чтобы прекратить бессмысленное кровопролитие, имам Шамиль сдался в плен – представляется, что это не было демонстрацией малодушия. Напротив, это проявление силы духа, жертвенности, способность взять на себя ответственность за жизни ближних, за будущее горских народов. Можно относиться к этому решению как угодно, однако опять же факт: именно оно символизировало грядущий закат войны.

На фото: фрагмент картины Теодора Горшельта «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем Барятинским 25 августа 1859 г.»

 

Дальнейший почётный плен и почётная ссылка в России, присяга на верность и подданство государю императору (но не отказ от веры), сыновья имама, которых жизнь размела с радикальной полярностью – от российского генерала до османского маршала… Эти вехи также характеризуют Шамиля как неординарного, особенного человека, чья судьба заслуживает кропотливого и вдумчивого изучения.

Жизненный путь его завершился счастливо: в 1870 году Шамиль исполнил свою самую большую мечту мусульманина: совершил в хадж в Мекку. И умер в 1871 году в возрасте 73 лет в Медине - втором после Мекки священном городе исламского мира.

А завершим этот краткий обзор тем, с чего начинали: был ли имам Шамиль яркой личностью? Был ли символом своего времени? Оказал ли влияние на историю Северного Кавказа? На все вопросы следует ответить утвердительно. Именно упомянутые обстоятельства и сохраняют интерес к нему как со стороны научной среды, так и со стороны общественного сознания. И вряд ли этот интерес ослабнет в обозримом будущем.

 

Олег Губенко - директор Фонда «Терское общество любителей казачьей старины»:

- Фигура Шамиля в кавказском пространстве – очень спорная. Если в Дагестане к нему относятся как к своему национальному герою, выдающейся личности в истории, то в Чечне, например, отношение более настороженное. Это можно наблюдать и в других регионах.

Объективно, Шамиль – личность заметная. Он всё-таки пытался создать некое общегосударственное пространство, хотя и не совсем успешно у него это получилось. В частности, из-за межнационального фактора.

Шамиль был религиозным деятелем серьёзного уровня, имамом, весьма учёным человеком. Изучал Коран, делал его толкования… Но общекавказское пространство не было полностью мусульманским в то время. И национальные факторы чаще преобладали над религиозными. А Шамиль пытался эти национальные факторы «подмять» под шариат. Не получилось.

Вообще следует помнить, что история не пишется чёрной или белой краской. Всегда в ней присутствуют разные оттенки и полутона. И такая историческая персона, как имам Шамиль – не исключение.

 

Игорь Крючков - доктор исторических наук, заведующий кафедрой зарубежной истории, политологии и международных отношений гуманитарного института СКФУ, председатель Ставропольского отделения Российского исторического общества:

- Когда мы изучаем историю, то всегда пытаемся экстраполировать её на нашу современность – найти в историческом прошлом какие-то ориентиры. Да, эти ориентиры нужно искать, но нельзя переходить в крайности. Ведь Шамиль, как и тот же Ермолов – это люди XIX века, с мировоззрением того времени. Соответственно, код их поведения – это код поведения XIX века. У Ермолова была своя правда, у Шамиля своя. И они находились по разные стороны баррикад.

Личность имама Шамиля тоже очень сложная и противоречивая. Вообще, когда мы рассматриваем великих людей XIX- XX веков, очень трудно их портреты писать какой-то одной краской. Это всегда многообразие цвета, смешанные краски. Конечно же Шамиль имеет большое значение для исторического прошлого многих народов Северного Кавказа. Конечно, это был и хороший организатор, идеолог, талантливый полководец. Но и человек, который потерпел поражение в войне с Российской империей.

И, надо отдать должное, Российская империя отнеслась благосклонно к Шамилю. Мы прекрасно знаем, что он получил, так скажем, почётную ссылку. И умер он, слава Богу, не где-то в тюрьме в Сибири, а в Медине во время совершения хаджа.

 

Ибрагим Ибрагимов - председатель комиссии по профилактике и преодолению межнациональных и межрелигиозных конфликтов, дискриминации, экстремизма на этнической и религиозной почве общественного совета при ФАДН России, ответственный секретарь исполкома Координационного центра мусульман Северного Кавказа, директор Института государственно-конфессиональных отношений ПГУ, кандидат педагогических наук, доцент:

- Безусловно, имам Шамиль в своё время внёс достаточно большой вклад в развитие Ислама на территории Дагестана и Чечни. И, соответственно, оставил в истории большой след в связи с тем, что противостоял войскам Российской империи. Не могу назвать это противостояние однозначно положительной деятельностью, но исторически оно расценивалось именно так, по крайней мере, обществом в Дагестане. Сопротивление российским войскам было продиктовано необходимостью того времени, потому что Дагестан не входил в состав Российской империи. Соответственно, оно было объяснимо.

На сегодняшний день, Шамиль - один из национальных героев для Республики Дагестан. Его именем названы улицы, есть так называемый зиярат по местам в Гунибе, где он вёл боевые действия. Безусловно позитивной ролью имама Шамиля является то, что при нём сложилось весьма серьёзное государственное общество конфессионального характера. На тот момент это было положительным фактором.

Роль личности Шамиля достаточно заметна. Но я не скажу, что его деятельность, которую он в своё время вел, как-то влияет на сегодняшнюю жизнь в Дагестане. В этом смысле влияние незначительное. Но в историческом плане он внёс значительный вклад в развитие республики.