Олег Пономарёв
Автор

Виктор Панин: Экстремистские угрозы остаются реальными

Противодействовать им должны как хорошо подготовленные профессионалы, так и всё население страны

Олег Пономарёв
Автор
15.12.2020

фото из личного архива В.Панина

Продолжение интервью с Виктором Паниным – директором Института международных отношений ПГУ, заведующим кафедрой международных отношений, политологии и мировой экономики, доктором политических наук, профессором, руководителем Научно-исследовательского института стратегических исследований (начало - здесь).

- Виктор Николаевич, какие механизмы гуманитарного сотрудничества на Кавказе в связи с ситуацией в Нагорном Карабахе сегодня существуют? На каких направлениях есть возможности для расширения связей?

- Гуманитарное сотрудничество всегда идет в тесной взаимосвязи с  экономическим взаимодействием. Потому что, как Вы наверняка помните, в период Советского Союза реализовывался принцип региональной экономической специализации, иными словами, каждый регион специализировался преимущественно на чём-то конкретном. Таким образом, между всеми субъектами Кавказа (как Северного, так и Южного) существовали как тесные экономические, так и широкие социокультурные связи. Сегодня для нас самый крупный экономический партнёр Южного Кавказа – это Азербайджан, самым активным партнёром в гуманитарной сфере является Армения. Поэтому и гуманитарное, и экономическое сотрудничество здесь должно идти бок о бок.

В первую очередь, наиболее перспективным направлением сотрудничества в экономической области представляется партнёрство в области рекреационного сектора. Ведь раньше существовало «Большое Кавказское кольцо» - туристический маршрут по всем субъектам Закавказья и Северного Кавказа. Тогда это успешно работало, вполне успешно может работать и сейчас. Рекреационная сфера – очень выгодное и перспективное направление нашего сотрудничества со всеми странами региона, в том числе и с Грузией. Грузинам это тоже очень выгодно: одна из важнейших статей дохода в туристической отрасли этой страны – российские туристы.

- Кстати, Грузия неожиданно поддержала ввод российских миротворцев в Карабах…

- Знаете, почему она поддержала? Потому что Турция проявляет многовекторность своей кавказской политики. И если бы провалился их проект с Карабахом, то они стали бы «додавливать» Аджарию – отжимать эту часть Грузии, которую защитить просто нечем. Кстати, ползучая турецкая экспансия в этом регионе идет и сегодня.

Но вернёмся к партнёрству. Помимо экономического, у нас исторически сложился основательный потенциал для гуманитарного сотрудничества. Ведь около двух столетий Кавказ развивался  в рамках единого российского государства, как  бы оно не называлось, а, следовательно, происходила активная миграция населения, создавалось большое количество смешанных браков и пр. В результате чего на сегодняшний день на Северном Кавказе проживают  многочисленные диаспоры и армян, и азербайджанцев, и грузин, и других этнических групп, проживающих на Южном Кавказе. А это дает основу для многовекторного  сотрудничества в гуманитарной сфере.

В этой связи, с моей точки зрения, нам очень важно ни в коем случае не упустить молодёжь, поскольку они проходят социализацию уже вне рамок единого социокультурного пространства, как проходили ее мы – люди среднего и старшего поколений. Вот приезжаешь, например, в Армению, идёшь по Еревану, спрашиваешь о чём-нибудь молодых людей по-русски – а ответа нет, поскольку они уже в большинстве своем не знают русского языка. По-английски – более или менее понимают все…

- И в Грузии то же самое.

- Да, и в Грузии так же. Я регулярно бываю во всех странах Южного Кавказа и всё это сам вижу. У людей нашего возраста спрашиваешь – без проблем, все по-русски говорят. А с молодёжью лучше общаться по-английски. В Азербайджане немного лучше ситуация, но тенденция та же. Лучше всего языковая картина представлена в Абхазии и Южной Осетии, где по-русски говорят практически все.

Поэтому нам очень важно не упустить молодёжь, в том числе, на языковом уровне, сохранив тем самым единый канал коммуникации. Необходимо создавать различные совместные проекты, в ходе которых молодые ребята имели бы возможность плодотворно общаться. Но где уместна такая площадка? Ответ очевиден – в том месте Кавказа, где проживают представители наибольшего числа  различных этнических групп. Иными словами, как говорится, сам Бог велел сделать её у нас, на Кавказских Минеральных Водах, уникальном месте Кавказа.

В прошлом и позапрошлом году мы в Университете реализовали совместно Российским союзом молодежи несколько серьёзных проектов. Это и Первый съезд российско-грузинской молодёжи, первый этап которого прошел в Москве, а второй - в Пятигорске, и Съезд молодых лидеров Кавказа, который полностью прошел в Пятигорске.

На регулярной основе на протяжении более десятка лет Фондом поддержки публичной дипломатии имени Горчакова в различных регионах Северного Кавказа при сотрудничестве с региональными администрациями и вузами проводятся «Кавказские диалоги», в которых принимают участие в качестве экспертов и участников представители научного, политического, дипломатического, экономического, информационного и журналистского сообщества России и всех стран Южного Кавказа. В этой связи приятно отметить, что по общему признанию, один из самых лучших «Диалогов» прошел в Институте международных отношений Пятигорского государственного университета.

- То есть, работа над этим идёт давно?

- Естественно! И у нас есть ещё ряд планов по этому направлению. Пока не буду говорить о них, чтобы не сглазить.

Кстати, это как раз является одной из задач российской высшей школы – осуществление профессиональной подготовки нового поколения высококлассных специалистов. Тех представителей будущей элиты, в том числе, всех кавказских государств в гуманитарных и технотронных областях, которые, помимо получения высококлассных знаний, пройдут единую социокультурную подготовку на основе уважения духовных, религиозных и этнических особенностей всех народов мира.

В Институте международных отношений Пятигорского государственного университета  ведется подготовка специалистов мирового уровня. Это означает то, что помимо  получения фундаментальных профессиональных знаний в области международных отношений, политологии, экономики, журналистики, медиакоммуникациям и связям с общественностью, ребята на оперативном уровне будут владеть минимум двумя иностранными языками. Соответственно наши студенты-иностранцы, которые учились и в настоящее время обучаются в ИМО, в том числе из Грузии, Азербайджана, Армении, Абхазии и Южной Осетии, помимо их основных профессий, владеют минимум тремя иностранными языками.

Специалистов такого класса в их странах никто не готовит. Но воспитываются все они в нашей системе ценностей: я всегда на первой встрече с первокурсниками и их родителями в конце августа говорю, что в Институте международных отношений существует только «две национальности»: национальность  «хороший студент» и национальность «плохой студент», других национальностей у нас нет. Мы – единая семья, члены которой разделяют  единые ценности и которую отличают высокий профессионализм, дисциплина, взаимовыручка и поддержка на всю жизнь, независимо от региона мира, где мы живем или работаем.

Это очень важно – воспитывать сотрудничество, формировать и развивать единые ценности гуманизма и интернационализма. Пусть молодёжь сама общается, а не через чьё-то западное, не всегда доброжелательное посредничество.

Ребята из других стран, которые у нас учатся, часто говорят: всё, что «информируется» западными СМИ о ситуации в России, не соответствует действительности. Это очень серьёзный вопрос, требующий нашего активного участия. И мы намерены продолжать работу в этом направлении.

Конечно, есть и серьёзные препятствия. Грузия, скажем, старается создать препоны для всех государственных университетов страны: вы, мол, не имеете права поддерживать отношения с государственными структурами России (в том числе ее университетами),  - страны, с которой прерваны дипломатические отношения. Но с молодёжью всё равно нужно работать, это очень важно. И здесь роль «второго канала дипломатии» трудно переоценить.

Должен сказать, что и мы, со своей стороны, недорабатываем. Если Южный Кавказ входит в зону наших жизненно важных интересов, то над этим нужно и работать. Достаточно сравнить эффективность реализации российской программы «Русский мир» и китайской программы «Институты Конфуция». Ещё одно слабое место, в чём я лично глубоко убеждён, заключается в том, что наша внешняя политика реактивна, хотя она должна быть проактивной по своей природе. Ситуация накаляется, потом взрывается, - тут мы и начинаем реагировать по факту.

- А нужно на упреждение…

- Вот именно! Получается, что мы всё время пытаемся заскочить на подножку последнего вагона уходящего поезда. События в Грузии, на Украине, в Белоруссии… свидетельствуют именно об этом. И если мы не сделаем правильных выводов, то следующей такой «точкой» может стать Казахстан. Поэтому необходимо задействовать для упреждения и предотвращения подобных ситуаций все имеющиеся у нас возможности и рычаги влияния. Иными словами, мы должны управлять локомотивом этого быстро несущегося поезда, называемого мировой политический процесс.

- Вы назвали работу с молодёжью одним из важнейших направлений. Давайте попробуем систематизировать указанный вектор. Из каких компонентов эта работа может состоять?

- Культура. Образование. Научные исследования. Различные совместные проекты, в том числе  информационного характера,  как вариант – создание совместной молодёжной радиостанции, блога, печатного или электронного издания. Кстати, именно медийное направление имеет особую важность. В качестве примера можно привести телекомпанию «Мир». На подобной основе можно было бы создать кавказский молодёжный медиа-холдинг, поскольку в информационной области государственные границы стали более или менее транспарентными.

Ну и, безусловно, молодёжный туризм. Как мы уже говорили, экономический и рекреационный факторы – это выгодно всем. И здесь взаимопонимание есть. Я беседовал с представителями грузинского бизнеса – они выступают за расширение связей. Такая же точно заинтересованность у деловых кругов Армении, Азербайджана, Абхазии и Южной Осетии.

 Кстати, отдых на наших северокавказских курортах, особенно на КМВ традиционно всегда был очень популярен и престижен у жителей Закавказья. Уверен, что и сегодня, при наличии благоприятных условий, зарубежные гости к нам будут приезжать намного чаще и охотнее.

И ещё один момент. Кавказские Минеральные Воды – геополитически уникальное место, не случайно Представительство Президента РФ в СКФО расположено именно здесь. КМВ имеют все основания  стать, своеобразной «Кавказской Женевой». Я говорю об этом с середины 80-х гг., когда возглавлял международный отдел Пятигорской городской администрации.  Именно здесь удобно не только отдыхать, но и проводить международные переговоры, фестивали, различные социально-политические и экономические мероприятия самого высокого уровня! Здесь есть все необходимые условия, инфраструктура, есть опыт, есть специалисты… Возможности очень хорошие.

- Одна из Ваших научных работ называется «Угрозы национально-государственной безопасности: мнение студенческой молодёжи». Насколько сегодня студенческая молодёжь вовлечена в обсуждение данных проблем, как хорошо владеет информацией и какие главные угрозы считает наиболее актуальными для нашей страны и СКФО? Как проходит указанная работа в вашем вузе?

- Работа с молодёжью по этому направлению очень важна. Четыре года назад мы первыми в России разработали специальный тренинг-семинар для студентов вузов «Система мероприятий по профилактике и предупреждению экстремистской активности среди студенческой молодежи» и после его успешной апробации среди первокурсников нашего университета получили в 2017 году Государственную аккредитацию на него. Суть его заключается в том, что группа наших ученых – специалистов по антитеррористической деятельности, психологов, специалистов по IT технологиям и информационному противоборству методом  «глубокого погружения» в течение 8 часов проводит в отношении группы студентов до 120 человек лекции-беседы, круглые столы по различным аспектам контртеррористической деятельности. Данный проект получил поддержку аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО, губернатора Ставропольского края. Результатом этого явилось то, что через наш Институт повышения квалификации и переподготовки кадров мы провели обучение проректоров по воспитательной работе ряда вузов Северного Кавказа и завучей ряда средних школ Ставропольского края.  При наличии соответствующего приглашения и условий мы готовы выехать в любой университет Северного Кавказа, чтобы провести подобный тренинг-семинар с их студентами. Потому что молодёжь сегодня мы никак не должны упустить.

В 2017 году был разработан и размещен на сайте нашего Университета информационный банк данных по антитеррору «Информационное противодействие терроризму и экстремизму», где содержится большое количество информации по антитеррористической деятельности.

Следующим этапом нашей работы по данному направлению стала разработка и чтение с 2017 года для всех первокурсников ПГУ 18-часового спецкурса, в ходе которого студенты более предметно рассматривают угрозы безопасности России и Северного Кавказа в частности, виды экстремистской и террористической деятельности, цели и задачи террористических организаций, методы их вербовочной деятельности, а также способы противодействия им и т.д. В 2021-2022 учебном году данный спецкурс будет увеличен до 36 часов за счет дополнительного анализа психологических и информационно-технологический  мероприятий антитеррористического характера.

Мы рассматриваем наших ребят, прослушавших данный спецкурс, особенно студентов Института международных отношений, непосредственно специализирующихся в области международной безопасности, политического, информационного и экономического противоборства, в качестве проводников нашего влияния на умы современной молодежи, далеко не все из которых имеют возможность пройти соответствующую спец. подготовку. Принцип понятен: предупрежден – значит вооружен.

В процессе чтения данного спецкурса, а для студентов Института международных отношений его читаю лично я, после моей просьбы:  «Ребята, поднимите руки, у кого есть знакомые, которые по первичным признакам могут быть расценены как потенциальные объекты устремлений террористических организаций». Бывают случаи, когда ребята поднимают руки. И в этом смысле студенты, прослушавшие данный курс, – наши хорошие помощники, которые начинают разбираться в целях и задачах террористических организаций: как это делается и каковы их истинные цели. Таким образом, одной из главных задач данных мероприятий является то, чтобы наши студенты донесли полученные знания до своих знакомых. В этом, на мой взгляд, и должна заключаться связь вузов с нестуденческой молодежью в области борьбы с терроризмом и экстремизмом.

В настоящее время в отношении России развязана оголтелая информационная война. А с учетом единого мирового информационного пространства антироссийский психоз пытается быть распространен по всему миру. Для отражения многочисленных информационных атак и проведения высокопрофессиональных эффективных контр информационных мероприятий российское медийное сообщество остро нуждается в высококлассных журналистах и иных специалистах контринформационной деятельности, свободно владеющих несколькими иностранными языками.

Специалистов подобного класса в России готовят только четыре-пять гражданских вузов. В их число, помимо ряда московских и петербургских университетов, входит и Пятигорский государственный университет. 15 лет назад, когда создавался Институт международных отношений (тогда еще факультет), мы приступили к подготовке специалистов в области международных отношений, специализирующихся в области международной безопасности, журналистов-международников и пиарщиков – специалистов в области международных социально-массовых коммуникаций, с профессиональным уровнем владения минимум двумя иностранными языками. Подобного факультета и по сей день в университетах Юга России нет. Наши выпускники работают в ООН, МИД России, других государственных структурах, связанных с международной деятельностью, во всех ведущих российских медиахолдингах и других организациях, занимающихся созданием и продвижением на международные информационные рынки российского медиаконтента.

Четыре года назад  в составе пяти ведущих журфаков страны Институт международных отношений ПГУ приступил к подготовке специалистов новой для России формации – специалистов в области медиакоммуникаций с углубленным знанием иностранного языка и владением на оперативном уровне современными информационными профессиональными IT технологиями. В этом учебном году мы будем держать серьезный экзамен - состоится их первый выпуск. Но я уверен в наших ребятах. Результаты их профессиональных практик, а также многочисленные приглашения на работу свидетельствуют об этом.

Также в этом учебном году состоится первый на Северном Кавказе выпуск бакалавров-политологов, свободно владеющих минимум двумя иностранными языками. Давно назрела пора готовить новую смену региональной политической элиты  у себя дома – на Северном Кавказе. Поэтому специализация наших ребят-политологов – прикладная политология.

Возвращаясь к ответу на вопрос, какие главные угрозы национальной безопасности студенты ИМО считают наиболее актуальными: ежегодно в конце спецкурса по «Теории безопасности» ребята, используя метод «мозгового штурма», сами составляют рейтинг пяти наиболее явных с их точки зрения угроз безопасности России, выбирая их из 15 – 17 ими же предложенных угроз. За  три года проведения данных исследований, к первым трем наиболее явным угрозам национальной безопасности России ребята относят терроризм, угрозы в информационной области, разводя их по двум направлениям: нанесение удара по информационно-технологическим системам управления жизненно важными объектами оборонного и народно-хозяйственного комплексов страны,  а также угрозы, направленные на дезинформацию населения с целью распространения панических слухов и настроений, создания и оперативного управления антиправительственными группировками и иными деструктивными силами, ставящими целью свержение конституционного строя России.

К третьей, наиболее явной угрозе студенты относят угрозы экономической безопасности страны. Это может быть объяснено и экономическими санкциями, вводимыми Западом в отношении России, а также нарастанием экономического кризиса, связанного с развитием пандемии.

На четвертое место студенты ставят угрозы в демографической области. Под этим ими понимается естественное вымирание коренного населения России, скрытая демографическая экспансия китайского населения в дальневосточных регионах России, а также появление в ряде регионов России, в том числе и на Северном Кавказе многочисленных, достаточно закрытых, хорошо организованных этнических сообществ выходцев из стран Центральной Азии, несущих чуждые местному населению социокультурные, духовные и иные нормы и образцы поведения.

На пятое место все три года ребята относят угрозу духовно-нравственной сфере, отмечая при этом атаки на семейные ценности, традиционные нормы поведения, на российские нравственные стандарты, на чувство патриотизма, отмечается также усиление популяризации гомосексуализма, лесбиянства и прочих «ценностей» западного мира.

- Соответствуют ли выводы студентов реальному положению дел?

- На мой взгляд, в целом, соответствуют. Понимание таким образом ситуации – является результатом эффективности усвоения ими данного спецкурса. И эти результаты являются объективной оценкой нашей совместной с ними работы. Я больше скажу: мы сравниваем мнения ребят с экспертными заключениями специалистов из различных ведомств. Расхождения несущественные. Таким образом, проверяется эффективность нашей работы.

Проведение данного опроса среди первокурсников является пилотным проектом другого более масштабного исследования: «Влияние профессиональной подготовки и эффективность социально-политической работы со студентами вуза на их восприятие состояния национальной безопасности России». Ведь кто такие студенты, обучающиеся в первом семестре? Это, по сути, лучшая половина выпускников средних школ, только начинающих испытывать на себе влияние профессиональной подготовки в рамках высшей школы.

Второй этап исследования начнет проводиться в восьмом семестре следующего учебного года. Когда первая фокус группа, которая первой провела данное исследование, обучаясь на первом курсе в первом семестре, будет выпускаться из стен университета. Мы рассчитываем получить интересные результаты.

Во-первых, как изменится в целом их восприятие угроз безопасности? Во-вторых, как повлияет на их восприятие безопасности почти оконченная профессиональная подготовка? В-третьих, как повлияет на их восприятие безопасности социально-политическая  работа, проводимая в их отношении вузом в течение всего периода обучения? И, наконец, как повлияет на их восприятие безопасности  процесс их личностной социализации? Полученные результаты, по сути, и будут социально-политическим маркером результатов нашей с ними работы.

- Спасибо!  Успехов Вам и Вашим студентам, преподавателям, выпускникам!

- Благодарю. И Вам всего доброго!