Что смогут обнаружить в будущем ученые-археологи, изучая культурный пласт на территории России, относящийся к 16-му году XXI века и расположенный на территории Северного Кавказа? Что они расскажут современникам об этом периоде жизни в регионе?
Если основываться только на найденных гаджетах, посуде, одежде, то это даст лишь общее представление о людях, их быте и культуре, отличимое только исторически сложившимися традициями от выводов по артефактам, обнаруженным в любой точке планеты. Гораздо важнее знать, какими событиями сопровождались данные находки, какую смысловую нагрузку они несли в себе.
«Важнейшим из искусств для нас является кино…»
Уходящий год, объявленный в России Годом кинематографа, ознаменовался на Северном Кавказе пиковым ростом популярности «волшебного фонаря» и всего связанного с миром кино.
В первую очередь, Северо-Кавказский регион оказался в числе десяти лучших регионов России в сфере развития кинематографа и продвижения кинопроката. Об этом стало известно на ХХIII заседании координационного совета по культуре при Министерстве культуры России.
В частности, Кабардино-Балкария оказалась в списке лучших наряду с Санкт-Петербургом, Калугой, Ульяновской, Иркутской и Свердловской областями, Республикой Саха-Якутия, Татарстаном, Башкирией и Крымом.
На Форуме молодого кино стран СНГ, прошедшем в Бишкеке, молодой кинорежиссер из Кабардино-Балкарии Олег Хамоков стал обладателем приза «Умут» со своим фильмом «Антигона». В конкурсе принимали участие около пятидесяти человек из стран СНГ, Балтии и Западной Европы.
Международный кинофестиваль «Золотая башня» в Ингушетии собрал более 25 лент кинорежиссеров из 8 стран. В конкурсную часть программы были включены картины из России, Китая, США, Казахстана, Швейцарии, Словакии, Румынии и Франции.
Гран-при — статуэтку «Золотая башня» забрала картина Александра Амирова «Тэли и Толи». Фильм-мелодраму о дружбе сняли в Северной Осетии.
Документальная лента осетинского режиссера Вячеслава Гулуева, ведущая повествование о жизни двух женщин Бирлант Касаевой и Любови Кржановской, победила в номинации «Документальное кино».
В этом же году глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров анонсировал выход художественного фильма «Легенда Чаборза» из серии «Кто не понял, тот поймет». По словам лидера Чечни, в данной киноленте есть все: «история, традиции, обычаи, неприступная крепость, сильные духом, бесстрашные волевые мужчины, почтенные старцы, девушка, останавливающая маленьким платком возможное кровопролитие, мужская дружба и многое другое». Роли в кинофильме исполнили спортсмены бойцовского клуба «Ахмат», а также артисты танцевального ансамбля. В главной роли снялся многократный чемпион мира, Европы и Российской Федерации Магомед Бибулатов.
В рамках закрытия Российского года кино во Владикавказе состоялся премьерный показ фильма режиссера Алана Догузова «Соврешь — умрешь». Кинолента по пьесе Юрия Полякова «Одноклассники» открывала крупный кинофестиваль «Литература и кино», удостоена диплома кинофестиваля Детектив FEST. Фильм вошел в пятерку лучших драм среди 109 картин из 89 стран, по версии кинофестиваля. «Соврешь — умрешь» представлял Россию в Берлине в рамках германо-российского фестиваля искусств. Сам Алан Догузов получил специальный приз «Дебют» и диплом IX Всероссийского кинофестиваля «Золотой Феникс» имени Марии Тенишевой.
«Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…»
Споры о том, должны ли люди, посвятившие свою жизнь творчеству, заниматься политикой, ведутся с тех пор, как человечество освоило и то, и другое. Значит, всегда. Несмотря на результаты этих споров, выдающиеся музыканты, художники, литераторы и театральные деятели все же находят свое место на политической арене. И у каждого свой путь.
Есть люди искусства, которые, творя на стыке самых глобальных политических противостояний, возвысились не только над суетой момента, но и над вечным кругом истории. Они и сами творят историю, ничего особенного при этом не делая — просто оставаясь самим собой. Лучше всех этот принцип выразил великий Булат Окуджава, говоря о людях искусства: «Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…». Но как это – писать, как дышать, не стараясь угодить? Да очень просто. Быть предельно честным перед собой, людьми и вечностью. Искренне верить в то, что делаешь. Не отделять свое творчество от своей жизни. Такие люди были, есть и, даст Бог, не иссякнут на нашей планете. Сила — в правде. Сила — в жизни. И они заставляют верить себе, верить в себя.
Невозможно было не поверить оркестру Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, выступившему в начале мая 2016 года в сирийской Пальмире… Это искусство? Да, это величайшее искусство. Это политика? Да, это высочайшая политика. Это морально-этический выбор? Да. Как бы пафосно это ни звучало – это выбор. Между тьмой и светом, между смертью и жизнью.
Великий сын осетинского народа Валерий Гергиев со своими артистами по зову души и стремлению сердца выступил в сирийской Пальмире, только что освобожденной при поддержке российских военных от боевиков так называемого ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная в России).
Концерт, который дал маэстро в одном из некогда богатейших городов поздней античности, назывался «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены», прошел на площадке древнего амфитеатра.
Примечательно, что перед самым началом концерта на прямую видеосвязь с Пальмирой вышел Президент России Владимир Путин, который выразил благодарность организаторам и участникам мероприятия, отметив при этом, что считает ее знаком «благодарности всем, кто борется с терроризмом, не жалея при этом даже своей жизни».
Гергиев признался, что после концерта получил множество благодарных отзывов из самых различных стран. Из той же Америки, Китая, Японии, Канады, многих других… Кстати, за концерт в древнем городе маэстро был награжден медалью «За освобождение Пальмиры». Очень правильная и символичная награда. Ведь, по сути, это действительно было освобождение — от страха, безнадежности, морока нескольких кошмарных лет под властью ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная в России). Гергиев, его музыканты и коллеги показали всему миру главное предназначение искусства — изменять мир к лучшему. И доказали всем, что это можно и нужно делать.
Культура бескультурья или бесславные ублюдки
Еще одно резонансное событие, связанное с терроризмом, но прямо противоположное по значению, произошло в сентябре в Северной Осетии. В данном случае уместно напомнить, что культура проявляется не только на сцене, в кино или умении правильно держать нож и вилку, но, и это главное, в межчеловеческих отношения, уважению к чувствам других людей.
Двенадцать лет прошло с тех пор, как случился один из самых чудовищных терактов за историю человечества. Северная Осетия так и не оправилась от горя. Беслан — это боль, которая не утихнет никогда; это детский плач, который сотни лет будет отдаваться высоко в Кавказских горах; это скорбь, не знающая ни времени, ни меры. И непонятно лишь одно: как же легко находятся те, кто готов, играя на чувствах людей, на чужой боли, на чьей-то поломанной жизни, прославиться, заработать, просто развлечься. Как их найти? Легко! Просто поманить куском пожирнее. А ведь их грех не меньше того, что был совершен 1 сентября 2004…
Когда в Беслане началась очередная трехдневная Вахта Памяти, в разрушенный спортивный зал школы вошли женщины комитета «Голос Беслана». Вошли тихо, без шума. Однако, когда они сняли верхнюю одежду, под ней оказались майки с провокационными надписями — обвинениями в адрес Президента России. Как рассказывают очевидцы происходящего, женщины в зал зашли в сопровождении журналиста «Новой газеты» Елены Костюченко. Это издание уже давно «раскачивает» тему трагедии в Беслане, вероятно, делая на этом высокие рейтинги и большие деньги.
В акции участвовали: Эмма Бетрозова (погиб муж Руслан и двое сыновей), Жанна Цирихова (была заложницей вместе с двумя дочерьми, восьмилетняя Елизавета Цирихова погибла), Светлана Маргиева (была заложницей вместе с дочерью, дочь погибла), Эмилия Базрова (в школе находились двое сыновей, муж и свекровь, девятилетний Аслан Дзасаров погиб) и их идейный вдохновитель, она же председатель комитета «Голос Беслана» Элла Кесаева (в бесланской трагедии не потеряла никого, но приобрести, видимо, хочет многое).
Когда женщин выставили из спортзала сотрудники правоохранительных органов, во дворе школы парень из гражданских вылил на голову Костюченко пузырек зеленки. Как он сам объяснил впоследствии — посчитал действия женщин оскорблением памяти жертв Беслана.
После этого красочного инцидента женщины вместе со всеми решили отправиться на траурные мероприятия на кладбище «Город ангелов». Скандальные представители прессы вместе с Эллой Кесаевой пытались пройти на территорию комплекса, однако путь им загородил сторож кладбища, который в 2004 году в теракте потерял всех своих детей. Таким образом, очередная проплаченная пиар-акция завершилась для тех, кто, преследуя свои цели, играет чувствами убитых горем родителей, ничем. Многие журналисты уверены: организация «Голос Беслана» используется какими-то силами извне. СМИ уже не раз об этом заявляли в разные годы: «Созданная пострадавшими в теракте организация «Комитет «Матери Беслана» не в полной мере попала под влияние прозападных сил. Поэтому по указке закордонных режиссеров в организации произошел раскол и был образован «Голос Беслана» во главе с Эллой Кесаевой. Новая организация сразу же заняла антипрезидентскую и фактически антироссийскую позицию», — писала газета «Северный Кавказ» в 2008 году. У статьи яркий заголовок — «Под чью дудку пляшет Элла Кесаева?». И все указывает на это. Иначе как объяснить то, что каждый год Кесаева находит себе новых убитых горем матерей и их руками, их разбитыми сердцами, манипулируя и подстрекая, устраивает подобные клоунады? В этом году спонсировать ее наверняка недешевый театр согласилась Елена Костюченко — журналист «Новой газеты», а ее кормушка, как известно, находится далеко за океаном. Выходит, что за тот дьявольский танец, который Кесаева и Костюченко решили станцевать на костях невинных людей, платят портретами Франклина? И в этом они используют горе матерей, которые, сами того не понимая, устраивают из Дня памяти своих трагически погибших детей политическую клоунаду.
Фиделизация всей страны
В конце ноября 2016 года ушел из жизни команданте Фидель. Лидер кубинской революции умер в возрасте 90 лет.
Фидель Кастро занимал пост главы Государственного совета и Совета министров Кубы на протяжении 30 лет, с 1976 года. Он также осуществлял функции главнокомандующего революционными вооруженными силами и руководил советом национальной обороны страны. Кастро передал свои полномочия брату Раулю в 2006 году, в связи с ухудшением состояния здоровья.
Свергнувший диктатуру Батисты и ставший многолетним союзником СССР Кастро стал символом революционных преобразований. Сторонник авторитарных методов, он, тем не менее, никогда не стоял рядом с жестокими диктаторами — человеконенавистнические идеи были ему всегда чужды.
Кастро пережил немало покушений, но сохранил иронию и бодрость духа, подружился со многими бывшими врагами и принимал у себя папу Римского Франциска, который обращался к нему «сын мой», ведь когда-то Кастро тоже был католиком. Передав Кубу брату и сменив оливковую форму на адидасовский костюм, он по-прежнему старался держаться бодро и изредка пописывал статьи в газету «Гранма», все так же ругал американцев, но не препятствовал переменам, которые происходят под руководством его брата Рауля.
Несомненно, команданте являлся и является значимой, авторитетной фигурой не только на острове Свободы, но и во всем мире. Отсюда вполне понятно желание россиян увековечить память большого друга нашей страны в названиях улиц, площадей, горных вершин…
Так, от президента Федерации альпинизма РСО — Алания Казбека Хамицаева поступило предложение назвать один из пиков в Северной Осетии именем команданте.
«Фидель Кастро был символом свободы, которая высоко ценится у осетин. Он был другом героя осетинского народа — генерала армии Иссы Плиева, командовавшего группой советских войск на Кубе во время «карибского кризиса», — сказал Хамицаев.
В Махачкале одна из улиц будет названа в честь лидера Кубинской революции. По словам заместителя мэра столицы Запира Алхасова, великий кубинец был близок дагестанцам по своему духу, темпераменту.
Но самое масштабное переименование, по желанию россиян, может ожидать строящийся мост, соединяющий полуостров Крым с Большой землей. Судя по многочисленным заявкам, его также предлагают назвать именем Кастро…
При всем уважении к заслугам Фиделя, а именно так, только по имени, без дополнительных званий и титулов он всегда просил себя называть, не стоит создавать из него культ. Тем более, что команданте всегда был противником такого отношения к себе, в частности.
В подтверждение этих слов, Президент Кубы Рауль Кастро пообещал принять закон, запрещающий сооружать памятники и называть топографические объекты в честь ушедшего из жизни лидера кубинской революции Фиделя Кастро. Отказ от посмертных почестей был одним из желаний его брата. «Не будет никаких памятников, статуй или бюстов Фиделя; ни улиц или парков, названных в честь него — потому что это то, что он этого не хотел. На Кубе нет культа личности», — объявил Рауль Кастро.
Так давайте же выполним последнюю волю умершего героя, и пусть память о нем живет в наших сердцах.
IV Форум СМИ — решения важные для власти
Ну и, наконец, завершающим ярким аккордом культурной жизни Северо-Кавказского региона стал прошедший в Пятигорске IV Форум СМИ Северного Кавказа — одно из важнейших событий в жизни журналистского сообщества округа.
Четвертый год подряд ведущие журналисты Северного Кавказа, представители органов власти, федеральные эксперты приезжают в Пятигорск, чтобы обсудить самые актуальные проблемы, обменяться опытом и вместе найти эффективные решения. Если в первые годы это было больше знакомство, северокавказские журналисты только начинали осознавать себя как единое сообщество, то сейчас это уже встреча старых друзей, предполагающая предельно откровенный разговор. О том, что форум меняет свои задачи, на открытии мероприятия говорил заместитель полномочного представителя Президента в СКФО Михаил Ведерников. Он отметил, что, если раньше целью было наладить диалог профессионального сообщества, сегодня важно получить опыт совместного взаимодействия СМИ с органами власти.
О том, что форум развивается, привлекая все больше участников и расширяя круг обсуждаемых проблем, говорила председатель Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге, принимающая участие в мероприятии уже в третий раз. «Форум изменился, если в начале это было знакомство друг с другом и принятие декларации, то сегодня этот форум абсолютно деловой. На всех площадках говорили о конкретных вещах и проблемах. Сюда приезжают представители других регионов России, форум уже вырос, он переходит границы Северного Кавказа, и это здорово. Дальше должна быть интеграция в общероссийское информационное пространство», — отметила Лянге.
Решения, выработанные на Форуме СМИ Северного Кавказа важны для власти, что неоднократно подчеркивалось заместителем полпреда Михаилом Ведерниковым и другими участниками. По итогам мероприятия Ассоциация СМИ СКФО выработает рекомендации, которые государственные органы могут использовать в области информационной политики. Этот алгоритм работал и в предыдущие годы, именно для этого и создавался форум.
С каждым годом медиасообщество Северного Кавказа все больше осознает себя, как единый организм — разнообразный, самобытный, яркий. У него есть свой голос, и Форум СМИ СКФО помогает его услышать.