Валерия Орлова
Автор

Беслан. Танцы на костях

Валерия Орлова
Автор
03.09.2016

Сегодня в севроосетинском Беслане закончилась трехдневная вахта памяти по жертвам террористического акта, совершенного в 2004 году. Двенадцать лет прошло с тех пор, как случился один из самых чудовищных терактов за историю человечества. Северная Осетия так и не оправилась от горя. Беслан – это боль, которая не утихнет никогда, это детский плач, который сотни лет будет отдаваться высоко в Кавказских горах, это скорбь, не знающая ни времени, ни меры. И непонятно лишь одно: как же легко находятся те, кто готов, играя на чувствах людей, на чужой боли, на чьей-то поломанной жизни, прославиться, заработать, просто развлечься. Как их найти? Легко! Просто поманить куском пожирнее. А ведь их грех не меньше того, что был совершен 1 сентября 2004…

Сентябрь 2004. Осетия. Беслан

1 сентября. Утро. Школьная линейка. Мальчики в нарядных костюмах и девочки с пышными бантами. Огромные букеты, счастливые родители и первоклассники, озирающиеся по сторонам. Ничего не предвещало беды. Но вдруг, словно осенний гром среди ясного неба, в школьный двор врываются люди с автоматами наперевес – басаевские бандиты…

Так началась бесланская трагедия. И закончилась она тоже внезапно - через три дня, унеся с собой сотни невинных душ.

Террористы захватили в заложники свыше тысячи человек: детей, учителей, родителей. День знаний растянулся для них почти на трое суток сплошного ада: в страхе и унижениях, без еды и воды, в душном спортзале школы. Жертвами теракта стали 334 человека, 186 из них – дети. Тяжелые ранения получили 163 человека, 72 ребенка и 69 взрослых стали инвалидами. При штурме школы погибли десять спецназовцев – семеро из «Вымпела» и трое из «Альфы», два сотрудника МЧС и один местный житель, который помогал освобождать заложников.

Очередная скорбная дата стала поводом вспомнить не только безвинных жертв и пробирающие до спинного мозга подробности трагедии, но и тех, кто уцелел, кто продолжает жить, учиться и работать в городе, где боль и скорбь стали привычным фоном для всего, что бы ни происходило. Люди, пережившие те страшные сентябрьские дни не только как заложники, но и как очевидцы или даже просто соотечественники и современники, уже никогда не будут прежними. Беслан расколол их души и судьбы на «до» и «после». И не существует таких временных отрезков, которые бы залечили эту рану. Она есть. И она будет, пока живы все сопричастные к ней люди. И это надо понимать всем, кто говорит и пишет о Беслане. Но природой так заведено, что есть волки, а есть шакалы.

Кто как скорбит…

1 сентября, когда в Беслане началась трехдневная вахта памяти, в разрушенный спортивный зал школы вошли женщины комитета «Голос Беслана». Вошли тихо, без шума. Однако, когда они сняли верхнюю одежду, под ней оказались майки с провокационными надписями – обвинения в адрес Президента России. Как рассказывают очевидцы происходящего, женщины в зал зашли в сопровождении журналистов «Новой газеты». Тот еще тандем, стоит сказать. В акции участвовали: Эмма Бетрозова (погиб муж Руслан и двое сыновей), Жанна Цирихова (была заложницей вместе с двумя дочерьми, восьмилетняя Елизавета Цирихова погибла), Светлана Маргиева (была заложницей вместе с дочерью, дочь погибла), Эмилия Базрова (в школе находились двое сыновей, муж и свекровь, девятилетний Аслан Дзасаров погиб) и их идейный вдохновитель, она же председатель комитета «Голос Беслана» Элла Кесаева (в бесланской трагедии не потеряла никого, но приобрести, видимо, хочет многое). Правоохранители сразу обратили внимание на группу женщин и призвали их удалиться, указав на противоправность их действий. На это некоторые из провокаторов представились журналистами федеральных СМИ, хотя на просьбу предоставить документы, подтверждающие это, ответили отказом. Кроме того, в списке аккредитованных журналистов для освещения траурных мероприятий их фамилии тоже не значились. После беседы в райотделе полиции журналистов отпустили. Участницы акции также были доставлены в отдел полиции для составления протокола за административное правонарушение – проведение несанкционированной акции. Результат – Светлана Маргиева, Элла Кесаева и Эмилия Бзарова понесут наказание в виде 20 часов общественных работ. Эмме Бетрозовой и Жанне Цириховой суд назначил штраф в размере 20 тысяч рублей каждой. Участники акции намерены оспорить судебное решение. Но ни закон, ни скорбь сотен матерей, ни голос совести не смогли остановить группу псевдообщественниц. Это оказалось только началом.

Кесаева-Костюченко. Акт второй

Сегодня, когда по всей стране, в том числе и в Северной Осетии прошел День солидарности в борьбе с терроризмом, Элла Кесаева попробовала вновь организовать акцию протеста в сопровождении журналиста «Новой газеты» Елены Костюченко. Издание уже давно «раскачивает» тему трагедии в Беслане, вероятно, делая на этом высокие рейтинги и большие деньги. В спортзале Элла Кесаева достала маркер, развернула чистый лист ватмана и стала на нем что-то писать. Однако ее действия были пресечены сотрудниками правоохранительных органов. Содержание транспаранта так и осталось неизвестно. В результате, девушки покинули спортзал. Уже во дворе кто-то из гражданских вылил журналистке на голову пузырек зеленки. Как сообщил нам источник в правоохранительных органах, личность молодого человека установлена, в настоящее время он задержан и будет привлечен за мелкое хулиганство. Как объяснил сам парень, он посчитал действия женщин оскорблением памяти жертв Беслана. Более того, как рассказывают, женщина пришла на митинг уже с зеленоватым оттенком волос (Костюченко является активисткой ЛГБТ-движения).

После этого красочного инцидента женщины вместе со всеми решили отправиться на траурные мероприятия на кладбище «Город ангелов». Скандальные представители прессы вместе с Эллой Кесаевой пытались пройти на территорию комплекса, однако путь им загородил сторож кладбища, который в 2004 году в теракте потерял всех своих детей. Таким образом, очередная проплаченная пиар-акция завершилась для тех, кто, преследуя свои цели, играет чувствами убитых горем родителей, ничем. Именно так оценивают действия Эллы Кесаевой и журналистов жители республики. Как рассказала член комитета «Матери Беслана» Анета Гадиева, ее организация не имеет отношения к акции протеста в Беслане. Однако камни посыпались именно на их головы, на что, возможно, и рассчитывала организациия-клон «Голос Беслана». Комитет не поддерживает эту акцию. Кроме того, «Матери Беслана» считают, что она носила просто провокационный характер.

«Несмотря на то, что члены комитета «Матери Беслана» были не в курсе готовящейся акции и не принимали в ней участие, оказались под огнем бурных обсуждений и критики как со стороны СМИ, так и интернет-сообщества. Обыватели, которые не в курсе всех сложностей наших взаимоотношений с женщинами, принявшими участие в акции, в очередной раз получили почву для злословий, что, по меньшей мере, глупо, жестоко и несправедливо».

Как сообщают сразу несколько СМИ, акцию протеста, устроенную женщинами в спортзале, осудила и уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова.

«И то, и другое действие считаю неправильным с точки зрения морали, нравственности. Уж сколько сделал президент для того, чтобы поднять социальный уровень. Сделано очень много для того, чтобы в нашей стране не повторилась эта трагедия. Мы просто этого не видим, мы не видим, как работают с утра до ночи люди, защищающие нас от терроризма», – сказала Москалькова.

Акцию женщин не поддерживают и те, у кого в этой трагедии погибли дети:

«Как мать, потерявшая в бесланском теракте ребенка, имею свое мнение на протестную акцию, направленную против Путина. Я не поддерживаю этих матерей, – рассказала местной газете «Слово» Ирина Даурова, мать Давида Даурова, погибшего в первой бесланской школе. Она также выразила уверенность, что за протестной акцией женщин кто-то стоит. – Вполне возможно, что сыграли на их чувствах. Страшно, что кто-то в своих личных целях, когда на носу выборы, манипулирует чужим горем».

Кто правит балом?

Итак, возможно ли, что все это – просто грязный пиар, черная игра, которую ведут против российского и регионального правительства некоторые силы, предпочитающие остаться в тени? Вероятнее всего, все обстоит именно так.

Многие журналисты уверены: организация «Голос Беслана» используется какими-то силами извне. СМИ уже не раз об этом заявляли в разные годы:

«Созданная пострадавшими в теракте организация Комитет «Матери Беслана» не в полной мере попала под влияние прозападных сил. Поэтому по указке закордонных режиссеров в организации произошел раскол и был образован «Голос Беслана» во главе с Эллой Кесаевой. Новая организация сразу же заняла антипрезидентскую и фактически антироссийскую позицию», – писала газета «Северный Кавказ» в 2008 году. У статьи яркий заголовок – «Под чью дудку пляшет Элла Кесаева?».

И все указывает на это. Иначе как объяснить то, что каждый год Кесаева находит себе новых убитых горем матерей и их руками, их разбитыми сердцами, манипулируя и подстрекая, устраивает подобные клоунады? В этом году спонсировать ее наверняка недешевый театр согласилась Елена Костюченко – журналист «Новой газеты», а ее кормушка, как известно, находится далеко за океаном. Выходит, что за тот дьявольский танец, который Кесаева и Костюченко решили станцевать на костях невинных людей, платят портретами Франклина? И в этом они используют горе матерей, которые, сами того не понимая, устраивают из Дня памяти своих трагически погибших детей политическую клоунаду.