Во все времена были и остаются люди, которые гнушаются честного труда и предпочитают зарабатывать деньги совершенно другим образом – обманывая сограждан и злоупотребляя их доверием. Хотя зачастую жертвами мошенников становятся пожилые люди, следует отметить, что на их месте может оказаться любой из нас.
Причина этому – невнимательность и несоблюдение осторожности в таком вопросе, как личные финансы. Этим успешно пользуются злоумышленники, которые с профессиональным умением выуживают у нас необходимую им информацию, после чего с легкостью лишают денег, заработанных кровью и потом, образно говоря. Особенно широкое распространение в последнее время получили так называемые «киберпреступления», в частности, махинации с банковскими картами.
Массовый «развод» на 1,7 миллиарда рублей
Именно такую сумму за январь-май текущего года похитили с банковских карт россиян мошенники. Об этом говорят результаты исследования компании Zecurion, занимающейся безопасностью банковского обслуживания. Вместе с тем, объем краж по сравнению с прошлым годом уменьшился на 55%. Эксперты считают, что причина этому – повышение уровня кибербезопасности банков.
Кражи в офлайн-режиме пока удерживают уверенное лидерство. Несанкционированные онлайн-списания через Интернет-банк составляют 28% от всего объема краж, на покупки в Интернет-магазинах при помощи реквизитов карт без их наличия приходится 25%. Еще 13% краж совершается в результате несанкционированного доступа к «мобильному банку». По прогнозам экспертов, к 2018 году офлайн-кражи уступят преимущество хищениям в Интернете.
Согласно ежегодному обзору Центрального банка России за прошлый год в стране произошло 296 698 транзакций с карт, совершенных мошенниками. В 2015 году было зафиксировано 260 922 подобных киберпреступлений. Около трети преступлений в данной сфере за прошлый год отмечено в последнем квартале – свыше 90 тысяч. Объем украденных средств в 2016 году сократился почти на 6%, достигнув около 1,08 миллиарда рублей. Уменьшился и средний размер наживы преступников – с 4,3 до 3,6 тысячи рублей.
В Карачаево-Черкесии активизировались кибермошенники
Как сообщило в мае министерство внутренних дел по Карачаево-Черкесии, на тот момент с начала текущего года в республике зафиксировали 227 преступлений в сфере кибермошенничества, из них 40% связаны с банковскими картами. За апрель 2017 года зарегистрировано 35 киберпреступлений, 15 из которых касаются мошенничества с банковскими картами.
Часто гражданам предлагают участие в различных акциях. Затем озвучивается просьба перевести налоговые отчисления с якобы выигранного вами приза, к примеру – автомобиля. Как правило, это просят сделать на мобильный номер, оформленный по подложным документам. Затрудняет раскрытие подобных преступлений то, что обманщики звонят из других субъектов РФ.
Далеко ходить за примером не надо. В марте текущего года наш портал сообщал о пожилом жителе Усть-Джегутинского района, которого мошенники лишили пенсионных накоплений. Началась эта печальная история с того, что 85-летний мужчина всего лишь хотел продать на популярном сайте «Авито.ру» фундаментные блоки.
Схема, по которой действовал мошенник, оказалась простой и, к сожалению, в данном случае – успешной. Он позвонил пенсионеру и сообщил, что хочет купить у него блоки. В ответ продавец передал потенциальному покупателю номер своей банковской карты.
Однако спустя какое-то время мошенник перезвонил пенсионеру и рассказал, что по ошибке перечислил ему больше, чем требовалось. Мужчина назвал сумму в 60 тысяч рублей и попросил их вернуть на номер мобильного телефона. Ничего не подозревающий пенсионер так и сделал, а в итоге – с карты пропали все его пенсионные накопления.
Два аналогичных преступления произошли также в марте. Тогда два пенсионера из Черкесска пострадали от действий мошенников на сумму в 237 тысяч рублей. Один из злоумышленников представился сотрудником банка, второй сообщил, что является социальным работником. В результате – два обманутых пожилых человека, лишившихся собственных сбережений. И такие случаи происходят регулярно.
Как не попасться на удочку киберпреступников?
В Отделении Национального банка по Карачаево-Черкесской Республике Южного Главного управления Центрального банка РФ рассказали о нескольких схемах, которыми пользуются мошенники, похищающие деньги с банковских карт граждан. Что делать, если вас пытаются обмануть – читайте ниже.
Покупатель из Интернета. Соблюдайте осторожность, намереваясь продать что-то на сайтах объявлений или в социальных сетях. Не озвучивайте мошенникам данные своей карты – номер, PIN-код, код CVC2, срок действия, ваши фамилию, имя и отчество. Их могут попросить якобы для перечисления задатка или полной суммы покупки. После получения этих данных, преступники улучшат свое благосостояние, переведя деньги с вашей карты на свою.
Кража данных карты при расчете. Расплачиваясь в магазинах или кафе, стоит держать карту на виду и наблюдать за действиями кассира. Он может сфотографировать ее, а затем использовать для оплаты собственных затрат. PIN-код следует вводить так, чтобы его никто не видел.
Двойная транзакция. Кассир может вас обмануть, попросив повторно ввести PIN-код при оплате через электронный терминал. Таким образом, вы можете дважды оплатить услугу или товар. Чтобы не стать жертвой мошенника, подключите услугу информирования о платежах посредством sms-сообщений. Двойная транзакция возможна и в случае сбоя. Просите у кассира соответствующее распечатанное уведомление о сбое или успешном платеже.
Карты с возможностью бесконтактной оплаты важно хранить в отсеках кошелька или сумки, экранированных фольгой. Тогда мошенники не смогут похитить ваши деньги с карты в местах большого скопления людей, где это часто происходит при помощи считывателя или терминала.
Мошенничество с банковскими картами через банкоматы. В этом случае злоумышленники пользуются разнообразными устройствами – специальными накладками на клавиатуру, устанавливают мини-видеокамеры для съемки клиента во время набирания секретного кода, а также скимминг и другие методы. Для безопасности денежных средств никому не называйте PIN-код карты, его не стоит держать при себе и тем более записывать на карте. Внимательно изучите банкомат на наличие необычных деталей перед его использованием.
Важно установить пароль на ваш гаджет, где подключена услуга sms-информирования и установлено приложение мобильного банкинга. Потеряв телефон или SIM-карту, сразу же позвоните в банк и отключите от утерянного номера данные услуги.
Если с вашей карты списали денежные средства, немедленно сообщите об этом в банк, выпустивший карту, и заблокируйте ее. Номер для звонка указан на обратной стороне карты и в договоре о ее выпуске и обслуживании. Его также можно найти на официальном сайте банка. В отделении банка необходимо запросить выписку по счету, написать заявление о несогласии с операций, экземпляр с отметкой банка о приеме сохраните у себя. Напишите заявление в правоохранительные органы.