Алексей Смирнов
Автор

Самозанятость на Кавказе: эксперимент продолжается

В СКФО значительно увеличилось число самозанятых граждан, выводящих свою трудовую деятельность из тени

Алексей Смирнов
Автор
11.02.2026

 

Самозанятость – специальный налоговый режим (официально – налог на профессиональный доход, НПД), который действует в России с 2019 года. Он предназначен для физических лиц, получающих доход от личной трудовой деятельности и не привлекающих наёмных работников.

В качестве эксперимента НПД функционирует в нашей стране до 31 декабря 2028 года. А Северный Кавказ занимает лидирующие позиции в России не только по числу самозанятых, но и по темпам их прироста. Последние данные из регионов СКФО говорят сами за себя.

 

Так, в Дагестане по итогам минувшего года число зарегистрированных самозанятых увеличилось почти на 22%. Ведомство прогнозирует, что к концу этого года количество зарегистрированных плательщиков НПД в республике может увеличиться ещё до 25%.

Количество самозанятых в Чечне также выросло на 22%. Данные по Ставрополью за 2026 год – ещё выше. На минувший декабрь число самозанятых в крае достигло 235,7 тысяч, это на 30% больше, чем год назад.

Численность самозанятых на территории Кабардино-Балкарии в начале 2026 года составило почти 95 тыс. человек, что на 16,4% больше, чем в предыдущем периоде. В Карачаево-Черкесии оно увеличилось на 23%, в Ингушетии – на 6,8%.

А из Северной Осетии – Алании есть интересные данные по налоговым поступлениям от самозанятых. К ноябрю прошлого года они составляли более 170 млн. рублей, хотя в 2024 году отчисления за аналогичный период составили всего 93,5 млн. рублей. Как говорится, динамика налицо.

 

Теперь рассмотрим очевидные плюсы и относительные минусы НПД.

Одно из важнейших преимуществ – вывод малого бизнеса из тени, возможность получать доход совершенно легально. Самозанятые могут официально подтвердить свои доходы – например, для оформления ипотеки. Для регистрации не нужно собирать пакет документов, платить госпошлину, идти в налоговую – весь процесс проходит онлайн. Низкие налоговые ставки, отсутствие отчётности, возможность строить гибкий график, совмещать с работой по трудовому договору и т.д.

Государству же это помогает бороться с уклонением от уплаты налогов и положительно влияет на бюджет. Плюс самозанятость, в том числе и с помощью социального контракта, таит в себе потенциал для развития малого бизнеса, являясь его начальной ступенью. Люди без особого риска и затрат пробуют себя на этом пути, а наиболее успешные могут переходить в ИП и развивать уже более продвинутые формы предпринимательства. Также самозанятость снимает напряжённость на рынке труда и отчасти гасит «иждивенческие» настроения граждан. 

Есть и проблемные моменты. Риск отсутствия социальных гарантий самозанятый берёт на себя: оплачиваемого больничного и отпуска у него нет. Нет права и на налоговый вычет. Не засчитывается трудовой стаж, поскольку самозанятые не платят обязательные страховые взносы в СФР… Но это риски, которые многих людей в целом устраивают.

 

А чем же занимаются самозанятые на Северном Кавказе? Особых отличий от остальных регионов страны здесь нет. Это ремонт и отделка помещений, ремонт бытовой техники, строительные, реставрационные, сантехнические работы, пассажирские и грузовые перевозки. Часть из них занимается творческими услугами, разработками в IT-сфере, услугами в индустрии красоты, в торговле, изготовлении одежды и обуви, сфере обслуживания и т.д. Словом, везде, где нужны умелые и заботливые руки, продвинутые мозги, ответственность и спрос.

 

Оправдывает ли себя эксперимент? Если учитывать его популярность – безусловно. Что же касается издержек и рисков – государство берёт их на себя сознательно, поскольку выгода здесь состоит не только и не столько в материальном выражении. Россия – социальное государство, которое, прежде всего, заботится о благополучии граждан.

И очень важна на этом пути поддержка региональных властей. Впрочем, она имеется, в том числе и во всех регионах СКФО. Эксперимент продолжается. 

 

Фото: Алексей Куденко, Виталий Тимкив (баннер)