Режиссёр документального кино Анастасия Шкитина родом из Челябинска, но живёт в Москве. Более 10 лет посвятила тележурналистике, продолжает сотрудничать с рядом проектов. Была также продюсером, сценаристом, монтажёром, участвовала в съёмках нескольких фильмов…
В прошлом году Анастасия с коллегами начала снимать киноленту о возрождении посёлка Садон в Северной Осетии, который в 2002 году был уничтожен селевым потоком. Жители получили компенсации и были отселены, но позже часть из них вернулась назад.
- Анастасия, Вы впервые на Кавказе?
- Я сюда впервые приехала в гости к подруге, во Владикавказ, поэтому знакомство началось именно с Осетии. Меня очень впечатлили ваши невероятно красивые места. А ещё поразило, как в Осетии хранят традиции, как чтят свою историю. Мой первый фильм тоже был посвящен истории, я в принципе люблю историю, поэтому мне это безумно понравилось.
Мы возвращались из Верхнего Згида и проезжали через Садон. Запомнилась одинокая ёлка на крыше разрушенного дома. Этот кадр настолько впечатлил, что я решила вернуться и попробовать что-то снять. Сначала такое созерцательное, европейское кино – думала, что в посёлке никто не живёт. Но оказалось, что там живут люди. Они приезжают сюда, ремонтируют квартиры…
Я рассказала об этом своей команде, мы стали писать заявку на грант, чтобы получить финансирование. Создание фильма – дорогое удовольствие. Нам удалось выиграть конкурс Президентского фонда культурных инициатив, благодаря чему продолжаем съемки.
- В чём главный посыл Вашего фильма?
- Мне нравится думать, что в моём фильме каждый увидит своё. Но, безусловно, посыл будет такой: прекрасно, когда люди сохраняют свою историю. Потому что история – не только наши воспоминания. Это место, где мы живём. И такой прекрасный уголок очень жалко оставлять. Люди и не оставляют его, они туда возвращаются. Это соотносится с духом Осетии. Там чтят традиции, глубоко знают свои корни.
Кстати, в Садон возвращаются не только взрослые, но и дети…
- Связь поколений.
- Да! Дети вырастут и тоже будут там жить. Связь поколений.
Уверена, что каждый в фильме увидит что-то своё. Поэтому трудно сказать, о чём он. В этом и сила, мне кажется, документального кино. В нём нет какого-то чёткого авторского высказывания. По крайней мере, я стараюсь его не делать.
Я называю такую работу подарком судьбы: прямо на твоих глазах что-то происходит, герои переживают некие события, и ты проживаешь их вместе с ними. Это самое прекрасное. Ты смотришь на их жизнь со стороны. И мне очень интересно пытаться понять, как устроена эта жизнь, как вообще устроен этот мир.
Обычно режиссеры говорят, что каждый фильм они снимают про себя. И очень важно в своем творчестве определить какие-то важные темы. Если честно, у меня это всегда происходит уже в процессе работы над фильмом.
- Несколько слов о своей команде, пожалуйста.
- Начинающие документалисты, молодые ребята, путешественники. Это наш оператор Антон Косолапов, который снимает тревел-проекты. Мне кажется, он объехал весь мир. Для него горы – естественная локация.
Это Павел Половинка, тоже оператор, который снимает со мной не первый проект. И очень хорошо снимает именно документальное кино.
Это Анна Короб – и фотограф, и герой фильма, и участница команды. Она ездила с нами в первую экспедицию.
- Когда выйдет фильм?
- Сложно сказать точно. Съемки планируем завершить где-то к лету, если всё получится. Но, в любом случае, выход планируется в этом году. Сначала мы его презентуем в Садоне, потом будет показ во Владикавказе. И обязательно покажем его в Москве, в других городах.
- Есть ли новые идеи? И связаны ли они с Кавказом?
- Да, связаны. Например, сейчас я разрабатываю одну историю, будем снимать её в Дагестане. Это фильм о хоккейной команде из поселка Зиуриб. Но там мы пока только приступаем к самым первым экспедициям.
Есть и другие идеи. Но о них пока говорить рано.
Фото: личный архив Анастасии Шкитиной