Свадьба на Кавказе – торжество не только для жениха и невесты, но и для родных, друзей и соседей. За редким исключением кавказская свадьба – почти всегда масштабный праздник, где концентрируется все богатство обрядовой культуры кавказских народов.
– Свадебные традиции у народов Кавказа хоть и схожие, но во многом разные. Но объединяет их сама красота обряда, священность брака. Кавказские общества славятся именно таким невербальным символизмом, когда очень многие вещи, указывающие на что-то, закодированы в каком-то обычае, в каком-то жесте. Даже в танце не соприкасаются мужчина и женщина, но в этих движениях столько страсти, столько необыкновенного.
По большому счету, свадебный обряд был сакральным для горцев. Свадьба воспринимается как некая миниатюра жизни. Там много очень всего заложено. Это и принятие традиций новой семьи, куда входит новый человек со своими плюсами и минусами. И нацеливание молодых на то, чтобы они не пасовали перед трудностями. И потом, любая система, любая вещь, она сильна традицией. Если разрушается традиция, если не соблюдаются традиции, то рушится культурный код. А вместе с этим культурным кодом рушатся все писанные и неписанные законы общественного развития, – рассказывает Мурад Ахмедов, главный редактор журнала «Литературный Дагестан» и «Соколенок».
Свадебный протокол чеченцев
Современные браки в Чечне строятся на взаимной любви и уважении возлюбленных. Сама чеченская свадьба проходит по разработанному «национальному протоколу». Он состоит из 14 пунктов и устанавливает особый регламент торжества: от размера калыма до платья невесты. Все должно быть согласно традициям, но скромно. Для каждого отведена своя роль, которая диктует соответствующие правила поведения.
На чеченском языке свадьба называется «зуда гучуяккхар» – в прямом смысле это значит «показать невесту». Именно поэтому жених не появляется на людях, а невеста все мероприятие стоит в специально украшенном для нее месте и молчит, пока не состоится обряд «развязывания языка». Старейшина свадебного торжества просит у невесты воды и разрешения выпить. После ее согласия гость выпивает и, возвращая стакан, одаривает деньгами. С этого момента девушке позволительно разговаривать с теми, кто «развязал» язык.
Игла от сглаза на платье ингушской невесты
Строгость в соблюдении адатов предписывает ингушам максимально ответственно подходить к созданию семьи. Один из обычаев запрещает жениться на «фамильной сестре» – представительнице фамилии отца и матери, а также бабушек и прабабушек до седьмого поколения.
В день торжества домой к невесте выдвигается свадебный кортеж с друзьями и родными жениха, а к подолу ее платья перед выходом прикалывают иголку с белой ниткой как оберег от сглаза и кладут за пазуху серебряную монетку как символ богатства и умения вести хозяйство. Для девушки это священные атрибуты, которые она будет хранить долгие годы.
Шесть платков карачаевцев и балкарцев
Одна из общих и самых красивых традиций на балкарской и карачаевской свадьбе – обряд снятия платка. По старинному обычаю в начале торжества невеста входит в зал с шестью платками: три покрывают голову, один обвязывает пояс, два других она держит в руках. Под музыку ее окружают девушки в национальных платьях и снимают платки один за другим. Раньше у балкарцев это делал подросток – родственник жениха, а у карачаевцев – взрослая женщина, у которой полная и образцовая семья.
Каждый из них имеет свой сакральный смысл. Снятие первого платка означает возможность невесты появиться в обществе. Второй символизирует о ее готовности к заботе о семье. На голове остается невесомым кружевной платок как знак скромности. Платки поменьше, закрепленные на руках, при снятии указывают, что невеста свободна для домашней работы. Последний – тот, что на поясе, – символ ее готовности к семейной жизни.
Дагестан и хинкальный месяц молодой семьи
Свадьба в Дагестане во многом зависит от того, как семьи определят ход ее проведения: на мусульманский или более классический манер. Так, религиозная свадьба предполагает ряд ограничений. На ней запрещен алкоголь, а сама церемония проходит под негромкую музыку нашидов. Другой вариант – классическая свадьба, где количество гостей варьируется от 500 до 1500 человек. Обычно торжество проходит в два дня. Первый отмечается в доме невесты, второй – в доме жениха.
Интересная традиция связана с послесвадебным периодом – «хинкальным» месяцем. В определенный день к молодой семье могут прийти гости посмотреть на новоиспеченную хозяйку дома и попробовать приготовленный ею хинкал – главное блюдо дагестанской кухни.
Система свадебных чинов осетин
Для каждого участника кавказской свадьбы заготовлена своя роль, а в Северной Осетии для этого существует детально разработанная система свадебных чинов. Они имеют традиционные наименования и наделяют своих обладателей определенными полномочиями в ритуале.
Например, на торжество всегда есть кухылхацаг («держащий за руку» – прим. ред.) – первый шафер со стороны жениха. Он стоит по правую сторону от невесты, держит ее под руку и сопровождает в течение всей свадьбы. Шаферу помогает амдзуарджын – «имеющий общее святилище». Они оба – одни из самых уважаемых людей на свадьбе, а сам шафер впоследствии становится названным братом невесты по народным представлениям. По приезде в дом к невесте шафер и помощник с тремя пирогами и ритуальным напитком обращаются к брату девушки и спрашивают позволения приступить к обряду надевания свадебного платья, которое привезла сторона жениха. После обряжения невесты мужчина из ее рода (брат отца или его сын) произносит благопожелания и покрывает голову фатой.
Невеста в адыгской семье
На адыгской свадьбе особое значение придается приходу невесты в дом жениха. Считается, что вместе с этим происходит принятие невесты в род и семью. Так и дословно переводится обряд «Унэишэ» – ввод молодой в дом. Сегодня он чаще всего проводится не дома, а в ресторане или банкетном зале, но значимость свою не теряет.
Перед приездом невесты расстилают овечью шкуру шерстью вверх. Говорят, чем она плотнее и пушистее, тем больше у семьи в будущем будет детей. Наступить на шкуру невеста должна с правой ноги: ведь у адыгов все правое значит счастливое. Под национальную песню девушку ведут к старшим женщинам, одна из которых осыпает ее пшеном – для изобилия, сладостями – для сладкой жизни и монетами – для достатка. Невесте поднимают фату и смазывает губы смесью из меда и топленого масла. Только после этого остальные гости могут поздравить ее лично.
фото: Кавказ Сегодня