Олег Пономарёв
Автор

Витражи сердца

Аниматор из Северной Осетии сняла мультфильм о легендарном Сослане

Олег Пономарёв
Автор
05.04.2024

Любовь к Родине, к её природе, традициям, духовному и культурному наследию можно выразить разными способами. Например, с помощью красивых и правильных слов – в устной речи или в литературных произведениях. С помощью танца, живописи, музыки, театрального искусства, кино, других добрых и полезных дел…

А можно с помощью анимации. Именно так сделала Виктория Цомаева из Владикавказа, которая окончила ВГИК и темой своей дипломной работы выбрала нартский эпос. Если конкретно – сюжет о легендарном богатыре Сослане.

Как признаётся она сама, любовь к родному фольклору сформировалась ещё в детстве, когда бабушка читала маленькой Виктории увлекательные легенды из сборника нартских сказок. Читала на осетинском, потом переводила их на русский язык. Одной из главных фигур в нартском эпосе является Сослан – богатырь, родившийся из камня.

Примечательно, что этот герой под другими именами не только встречается в фольклоре других кавказских народов (Сосруко, например), но и имеет явные параллели с такими мифическими персонажами, как греческий Ахиллес или германский Зигфрид. Или с легендарным Прометеем, который вернул огонь людям, как и Сосруко возвратил его нартам.

 История увлекательная, эпичная, имеющая общечеловеческий, планетарный масштаб. Она достойна того, чтобы ярко и красиво рассказать её всем и каждому, независимо от возраста. Северный Кавказ – целый мир, который следует не только изучать, но и воплощать в творчестве. Анимация в этом смысле даёт особенные возможности. И уже давным-давно она перешла из «детско-развлекательного» разряда в область высокого искусства.

 

- Виктория, что есть такого у анимации, чего нет в других видах искусства? Отсутствие границ для воплощения на экране любой фантазии? Или, напротив – иконная символичность? Фактурная пластичность? Красочность? Особая система смыслов?

- Тяга к анимации у меня была всегда. Мне всегда было интереснее наблюдать за более гипертрофированным движением анимации, чем за фильмами с реальными актёрами.

 

Виктория Цомаева:

- В первую очередь – да, привлекает отсутствие границ. В анимации можно играть с пространством, со стилями, в отличие от кино. Она вообще может быть абстрактна и сделана сразу на плёнке, например. Тут всегда зависит от фантазии и замысла режиссёра. А лично мне всегда нравилась энергия движения в анимации, которая невозможна в нашем реальном мире.

 

- В одном из интервью Вы говорили, что Вас вдохновляли работы Хаяо Миядзаки. А кто-то из отечественных авторов оказывает влияние? Какие фамилии отечественных аниматоров могли бы назвать в качестве авторитетов для себя?

- Из советских аниматоров, наверное, больше всего вдохновляли такие мастера, как Фёдор Хитрук, Иван Иванов-Вано и Борис Дёжкин.

 

- Какая Вы в обычной жизни и какая в творчестве? Это разные люди или один и тот же человек?

- Я думаю, что это один и тот же человек. А вот какая именно – не знаю. Это виднее людям со стороны.

 

- Вы снимаете фильм на основе сюжета из нартского эпоса. Вопрос концептуальный: насколько современны и своевременны этнические мотивы в творчестве? Способны ли они заинтересовать молодёжь? Если да – то чем?

 

Виктория Цомаева:

- Как показывает общий настрой, многие опять уходят к своим фольклорным корням. Глобализация всех немного смешивает и появляется тенденция к такому способу самоидентификации. И всегда всё упирается в то, что история должна быть хорошо написана и срежиссирована.

 

 

- Может ли и должно ли искусство сближать народы? Насколько этническая самобытность может быть интернациональной?

- Может. Несмотря на самобытность, все мифы в корне своём одинаковы, отличаются детали. Именно эти детали и интересны. Знакомство с чужой культурой может подтолкнуть к дальнейшему погружению в неё и изучению.

 

- Расскажите, если это возможно, о своих мечтах – в жизни и профессии. Совпадают ли они?

- Глобальных целей у меня пока нет. А так - я сейчас работаю на «Союзмультфильме», по профессии, о которой мечтала. Работаю не совсем в том формате, но и время уже поменялось…

 

Интересно ещё и то, в какой технике воплотила Цомаева свой мультфильм о Сослане, который пока существует в виде полновесного трейлера, но, возможно, когда-нибудь найдёт воплощение в лонг-версии. Он снят в мозаичном стиле: не только фигуры и предметы, но и фоновые ландшафты на экране выглядят как единая сегментированная поверхность с плавными цветовыми переходами.

Вся картинка фильма «Сослан» напоминает череду витражей в старинном храме или рыцарском замке. И эти витражи наполнены трепетным внутренним светом. Только не солнечным, а светом души автора, светом его сердца. Без пафоса: видно, насколько Виктория Цомаева любит своих героев, природу и быт родной земли, родную историю и культуру. Снято безупречно – по цвету, композиции, стилю.

Словом, фильм нужно смотреть. И он достоин продолжения работы не только в формате истории о Сослане, но и на другие сюжеты из нартского эпоса. Разумеется, это предполагает значительные материальные затраты. Но тот, кто всё же решит вложиться в поддержку такого проекта, не прогадает в любом случае: это инвестиции в вечность.

 

Справочно: Признанные мастера отечественной мультипликации, создавшие яркие анимационные шедевры: Фёдор Хитрук («Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм», трилогия о Винни-Пухе), Иван Иванов-Вано («Мойдодыр», «Конёк-Горбунок», «Гуси-лебеди»), Борис Дёжкин («Необыкновенный матч», «Муха-Цокотуха», «Чиполлино») – Ред.

 

Фото: личный архив Виктории Цомаевой, кадры из фильма «Сослан».