Альбина Хабаева из Владикавказа. По образованию экономист. В детский сад она попала случайно, но осталась совершенно осознанно. В процессе работы поняла: мультипликация для детей – не только времяпровождение, но и возможность формирования смыслов.
Профессия и призвание – разные вещи?
Определенно. Главное отличие в том, что призвание, которое приносит человеку удовлетворение и смысл в жизни, не всегда зависит от заработка.
Именно рядом с детьми я нашла баланс между профессией и призванием, несмотря на то, что после рабочего дня чувствую себя одновременно опустошенной и наполненной.
В дошкольном возрасте формируются интеллектуальные, творческие начала в ребенке. Как в этом плане помогает мультипликация?
В первую очередь мультипликация развивает воображение. Еще с дошкольного возраста дети придумывают сюжеты, персонажей и диалоги для собственных мультфильмов, работают с различными материалами и инструментами для создания анимации – это влияет на моторику и координацию движений.
В комплексе мультипликация развивает уверенность и самостоятельность, учит общаться. Дети видят результат своего труда и выражают свои идеи через мультфильм, работая в команде.
Что остается за кадром создания мультфильмов?
Дети делают все самостоятельно, даже озвучку. Они работают в команде, распределяют задачи между собой, но над сценарием, как правило, работаем все вместе. Легче всего взять готовое литературное произведение и по его сюжету снять мультфильм. Сложнее – придумать свою собственную историю и интересно «подать» ее через мультфильм зрителю.
Может ли кинематограф воспитывать детей, и какую роль в этом плане занимают современные картины?
Мультфильмы – один из способов привития детям моральных ценностей. Это не просто развлечение и помощь маме: они ведь формируют душу наших детей, образ мыслей, взгляды на мир. Поэтому лучше все фильтровать: от книг до мультфильмов. Последние зачастую заточены лишь на коммерческий успех: поярче, подинамичнее, с несложной музыкой и в однообразной стилистике. Многие заставляют смеяться без повода и не несут глубокого смысла.
А ребёнок воспринимает мультфильм не как плод воображения автора, а как реальную историю, нашу действительность. Дети перестают быть чуткими, внимательными.
Развитие, воспитание, формирование взглядов. Что еще может мультипликация?
Скрытая функция мультипликационной деятельности – реабилитация и изучение родного языка.
Мы, например, пробовали в рамках нашей мульт-академии проводить мероприятия по детской авторской мультипликации. Участники – дети вынужденных переселенцев, которые сейчас в Осетии находятся, дети-сироты, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ОВЗ, а также из малоимущих и многодетных семей.
Продуктом деятельности стали мультфильмы, созданные руками детей, озвученные, в том числе на осетинском языке.
Понятно, чему учат мультфильмы детей. А что насчет взрослых?
В мультфильмах, на самом деле, иногда прячутся «вне возрастные» жизненные уроки. Они показывают нам, как быть хорошим другом и как обрести уверенность в себе. Из многих мультфильмов мы узнаем, что, если есть желание, есть способ. Нам передают сообщение о том, что любая проблема может быть решена, стоит только захотеть… И если это то, чему мы учим детей, то почему же мы забываем об этом во взрослой жизни?
История всегда должна заканчиваться добром?
Счастливый финал — это награда и для персонажей, прошедших сложный путь, и для зрителя, который искренне за этих персонажей переживал. Если говорить про мультфильмы, в них истории всегда должны заканчиваться добром, потому что в детстве должна быть сделана эта самая прививка доброты.
Источник фото: личный архив А. Хабаевой