Туристический бум в Дагестане – явление, безусловно, позитивное. Он открыл для гостей из разных уголков России (и не только из нашей страны) красивый, гостеприимный край, наполненный огромным количеством достопримечательностей – как исторических, так и природных. Но такой взгляд на регион не вполне отражает его статус и возможности в общероссийской копилке достижений.
Во-первых, это огромная и перспективная база сельхозпроизводства – как в области животноводства, так и растениеводства. Во-вторых, это республика, в которой успешно выпускаются высокотехнологичные изделия. Скажем, много ли в стране регионов, где производятся самолёты? Дагестан – один из них. При этом хайтек-производство в республике растёт и расширяется.
Например, Дагестанский оборонный завод АО «Завод Дагдизель» в Каспийске, который давно известен далеко за пределами России выпуском качественной продукции машиностроения. Завод уже завершил разработку и освоил успешно производство дизельных генераторов мощностью 16 и 30 кВт, однако на достигнутом не останавливается. Как сообщают городские власти, предприятие сейчас интенсивно работает над расширением производства и освоением серийного выпуска генераторов мощностью до 100 кВт. Такие генераторы просто незаменимы при резервном энергоснабжении социально-значимых объектов. При этом производство активно участвует в исполнении оборонзаказа, что подчёркивает его стратегическую значимость.
Кстати, по итогам текущего года Дагестан ожидает роста оборонзаказа на 8,2%, до 8 млрд руб. Основными его исполнителями являются именно завод «Дагдизель», а также «Концерн КЭМЗ», о продукции которого «Кавказ Сегодня» писал неоднократно в связи выпуском многоцелевого четырехместного двухдвигательного самолета МАИ-411 «Альфа-КМ». Однако «Концерн КЭМЗ» уже объявил, что планирует в 2027 году выйти на полномасштабный серийный выпуск этого летательного аппарата, который имеет большое значение как для народного хозяйства, так и для оборонных нужд. По информации регионального Минпромторга, полная загрузка мощностей позволит производить до 20 самолетов ежегодно. При этом мелкосерийный выпуск самолёта планируется организовать уже в следующем, 2024 году.
Примечательно, что в будущем дагестанский самолёт планируется поставлять не только на внутренний, но и на зарубежный рынок – например, в Малайзию, Турцию, Индию, которые уже подтвердили свой интерес к этой технике. Называются и сроки поставки первых образцов: 2024-2025 годы. О чём это говорит? О высоком спросе на качественную и высокотехнологичную продукцию.
Ещё одна дагестанская новость из области производственной реализации высоких технологий: в Махачкале планируется создать технопарк радиоэлектронной промышленности. Объем господдержки из федерального бюджета на реализацию этого проекта прогнозируется в сумме до 900 млн руб. По предварительной информации, первыми резидентами технопарка станут компании Дагестана, занимающиеся производством радиоэлектроники. Это такие предприятия, как АО «Электросигнал», АО ДНИИ «Волна», АО «Азимут», ООО «Светозар Кавказ» и ООО «Домалогика».
В будущем технопарке, как сообщает Минпромторг РД, развернётся масштабная производственная площадка по выпуску импортозамещающего оборудования. В перечень продукции входят системы связи, навигации и управления воздушным движением, радиолокационные и радионавигационные системы, светодиодное освещение, релейные системы. Предположительно, будущий технопарк, в свете текущих геополитических и геоэкономических событий, также займёт достойное место в исполнении оборонзаказа.
Да, Дагестан – это прогрессирующая рекреационная отрасль и сельскохозяйственная житница. Но и хайтек-производство! Учитывая строжайшие природоохранные нормы сегодняшнего дня, уместно предположить, что одно другому не только не помешает, но и значительно послужит социально-экономическому развитию региона.
Фото: Александр Кряжев \ РИА Новости