Новую модель, которая получила название «Альфа-КМ», уже собрали на Кизлярском оборонном заводе АО «Концерн КЭМЗ». Это импортозамещающий образец легкого многоцелевого самолета, разработанный конструкторским бюро МАИ.
Модель создана на базе уже спроектированного и запущенного в серийное производство двухмоторного самолета «МАИ-411», но имеет принципиальное отличие от базовой конструкции: и корпус, и все внутренние узлы воздушного судна сделаны только из отечественных компонентов. В такой же комплектации его планируется запустить в «серию».
Другая особенность нового образца – в составе конструкции крыльев. В отличие от прототипа, в них стекловолокна, что существенно снизило итоговую массу изделия – сразу на 350 кг. В малой авиации это очень значимый фактор, который влияет на увеличение маневренности и скорости.
Что же касается «начинки», то «Альфа-КМ» оснастят полностью отечественными комплектующими: от двигателей до электроники. До 2022 года при сборке кизлярского самолёта использовались авиационные двигатели из Австрии, но в условиях беспрецедентного санкционного давления их дальнейшая поставка выглядит проблематичной. Что ж, как говорится – и не надо, обойдёмся своим.
Напомним, сходные проблемы возникли и у нашего пассажирского авиастроения. В настоящее время, благодаря предпринятым на государственном уровне мерам, эти вопросы последовательно решаются. Но самолётостроение – не только пассажирские лайнеры, востребованность малой авиации сегодня высока и будет только возрастать. Конструкторы заявляют, что новая модель незаменима как при авиаперевозках, так и в рамках авиационного туризма (что в условиях туристического бума в том же Дагестане очень актуально). Машина способна совершать патрулирование местности и объектов стратегической инфраструктуры. Она также может использоваться при аэросъемке и обучении лётного состава.
Ещё одна уникальная особенность этого самолёта – способность приземляться на необорудованные площадки, куда большая воздушная машина просто не сядет. Соответственно, откуда и не взлетит. Кроме того, на малое авиасудно можно установить лыжное и поплавковое шасси, что даёт ему возможность взаимодействовать со снежной и водной поверхностью. Проще говоря, можно использовать на любой местности и в любую погоду. Для посадки в четырехместный самолет не требуется никаких вспомогательных средств. Все четыре двери открываются по автомобильному типу. На борту установлена современная система обогрева салона. Он также оснащён спасательной парашютной системой, может в качестве топлива использовать обычный бензин. При этом расход топлива сопоставим с автомобильными двигателями.
Как базовая, так и новая модель малого самолёта из Кизляра имеет весьма приличные эксплуатационные характеристики – и по скорости, и по «потолку» полёта. Маленький, да удаленький!
Известное выражение «самолёт всегда летит против ветра» подразумевает, что встречный поток воздуха при полёте составляет многие десятки, а то и сотни метров в секунду. Новые разработки наших авиаконструкторов, образно говоря, способны преодолевать сопротивление и другой, более агрессивной среды: нарушение контрактных обязательств поставщиков, санкционное давление и прочие недобросовестные проявления со стороны зарубежных «партнёров».
У нас теперь в Дагестане будет выпускаться полностью свой лёгкий самолёт. Отечественный на 100 процентов.
Фото: kizlyar-kemz.ru