Олег Пономарёв
Автор

«Не Бэнкси» из Каспийска

Художница из Дагестана создаёт стрит-арт на основе современных трендов и этнических мотивов

Олег Пономарёв
Автор
07.11.2023

 

Тонкий силуэт Дианы Пирбудаговой уже стал узнаваемым в дагестанском городе, который является спутником Махачкалы. Миниатюрная 21-летняя Диана расписывает красками уличные пространства, создавая на сером бетоне или другой поверхности красоту стрит-арта. Её здесь иногда называют «каспийским Бэнкси», хотя сама она придерживается иного мнения. Да и хрупкость обманчива: внутри девушки – твёрдый характер и чёткое осознание выбранного пути.

 

- Диана, расскажите, пожалуйста, немного о себе – самое основное.

- Родилась я в Каспийске, в семье папы-военного и мамы-врача. Окончила школу, поступила в медицинский колледж, который окончила с красным дипломом. Но всегда мечтала о поступлении в художественно-графическое училище, потому что это было делом всей моей жизни. И в школе рисовала, хотя сидела на первых партах перед учителями. И в детскую художественную школу ходила семь лет вместо положенных четырёх, потому что очень нравилось рисовать.

Были попытки уйти из медколледжа и перевестись в художественное, но родственники были против. Говорили, что художники мало зарабатывают, что мама меня всему научит, что с работой проблем не будет… Но, послушав своё сердце и проработав у мамы полгода, я поняла, что это максимально не моё. И ушла в стрит-арт. Готова была заниматься этим до рассвета. Писала картины и ловила себя на мысли: любой другой работой с таким энтузиазмом не занималась бы. Ни за какие деньги. И это уже навсегда.  

 

- С чего начиналась тяга к творчеству и как она развивалась?

- Не могу сказать, с чего начиналось. Ещё когда я только начала ходить, уже хватала маркеры, карандаши и рисовала. На стенах, потом на салфетках, на бумаге. Лишь бы рисовать. Я была ребёнком, который не смотрел телевизор, не увлекался компьютерными играми. Я рисовала.

Картины начала писать на карантине. Первые полотна стала выставлять в соцсетях…

 

- На карантине из-за пандемии?

- Да. И работа с холстами тогда стала моим первым опытом. Начались заказы, я увидела, что это востребовано. И мне стало интересно. С того момента холсты стали увеличиваться в разы. Изменялись и в размерах, и в технике, в сложности исполнения. А в 2021 году у меня был первый заказ фасадной стены. Это в Каспийске на улице Ленина, торец дурумной. Мне очень понравилась идея, которую озвучили хозяева. Я показала им эскиз, все были в восторге. Там были горы, горянка и ребёнок – семейные ценности, которые, на мой взгляд, всегда актуальны.

С тех пор по сарафанному радио стала получать заказы. Сформировалось портфолио, которое я выкладывала на различных платформах. Появились не только фасады и холсты, а уже иллюстрации к книгам, реставрация статуй, самые разнообразные виды работ. И на этом можно вполне зарабатывать! Оказалось, что я была права.

 

 Диана Пирбудагова (звук):

- Я, на самом деле, каждый раз удивляюсь. Вот мне кажется: вы мне просто дайте стену – и я сделаю за бесплатно. Потому что – я хочу! Но конечно это тоже в какой-то степени работа. Озвучиваю цену – люди соглашаются. То есть, ты работаешь, ты проживаешь эти эмоции в своё удовольствие, и в конце тебе ещё дают круглую сумму. И ты думаешь: жизнь прекрасна! Жизнь удалась.

 

- У каждого художника, творца, есть учителя или вдохновители. Слышал, что Вас называют «каспийским Бэнкси». Согласны с этим?

- Мой первый учитель – Крутикова Наталья Викторовна, директор детской художественной школы. Она вложила в меня крепкую и сильную техническую базу. Вспоминаю её с любовью и очень горжусь, что попала именно в её класс.

Если со стороны, то мне импонирует бакинский художник Али Шамси. В подростковом возрасте запомнила его слова: «Не бойтесь холста! Картину маслом не испортишь». Они меня вдохновили на то, что я достала свой первый холст. Когда увижу Али (а я уверена, что это произойдёт), то от меня ему будет низкий поклон.

Есть ещё художники, за творчеством которых слежу. Например, Елена Шейдлина. Она приезжала к нам на свадьбу друзей. Подарила ей неваляшку, которую сама и переделала. Елена очень удивилась и пообещала приехать ещё раз – на мою выставку. А мне тогда было всего 15. Крылья тогда, помню, выросли. И цель появилась: у меня должна быть выставка!

Творчество Бэнкси видела. Но когда меня с ним сравнивают… Мне кажется, это чуть-чуть другое.

 

- У Вас интернациональная семья. И всё же этника в Ваших работах занимает заметное место?

 

Диана Пирбудагова (звук):

- Эту мысль я озвучу так, что у меня в планах с лета (с конца лета эту идею никак не реализую), но уже вот-вот, скоро увидите своими глазами – в городе появятся стрит-арты по той тематике, которую я хочу нести в массы. То, что я хочу передать через своё творчество. Идея, включающая в себя ценность семьи в целом плюс ценность этники нашего местонахождения. И ценность любви.

Озвучивать всё сейчас не буду. Это будет сюрприз, очень приятный. Я уже советовалась с людьми, с малым количеством. Все в восторге, всем это близко, все в этом узнают себя. Это что-то такое доброе, семейное, тёплое и смешное.

 

- Трудно ли быть девушкой-художником в области стрит-арта в Дагестане? Как воспринимают Вашу работу земляки?

- Поддерживают. Удивляются, что я такая маленькая, худая и хрупкая. А я такая: «Где я хрупкая? Нет, я не хрупкая! То ли ещё будет!». В нашей республике я не знаю девушек, которые занимаются стрит-артом. Но меня это не останавливает. Я делаю то, что люблю. Несмотря ни на кого и ни на что.

 

- Супруг поддерживает?

- Во всём. Он очень радуется новым заказам. Меня всегда выслушает, принесёт, поможет, вскарабкается. Он не художник, он просто хороший муж. Создаёт мне сайты, продвигает в соцсетях, что очень важно в наше время.

 

- Планы и мечты. Готовы поделиться?

  - Да. Если в творчестве, то это выставка своих картин. Муралы, рисунки масштабных размеров. Сейчас выясняю в МЧС, как пройти подготовку и получить справку, что я могу этим заниматься. Также картины, скульптуры...

А в семейном плане я хочу быть многодетной мамой. Пятерых – как минимум!

 

Фото – из личного архива Дианы Пирбудаговой