Недавно в Черкесске на базе Центра молодежного инновационного творчества прошёл первый в республике хакатон Code-9, в ходе которого было представлено восемь цифровых разработок, выполненных молодыми программистами. Организаторами мероприятия выступили эксперты-программисты из Минмолодежи КЧР и АНО «Моя карьера».
(Хакатон - форум для разработчиков программного обеспечения, в ходе которого программисты, дизайнеры, менеджеры, маркетологи, объединившись в команды, решают какие-либо задачи, соревнуясь с другими командами, – Ред.)
В этом турнире молодых представителей IT-отрасли победителем стала команда «Одиссея», в которую вошли студенты института цифровых технологий Северо-Кавказской государственной академии - Али Мамчуев и Малик Камов. Оба обучаются по направлению «программная инженерия», Али – на 3-м курсе, Малик – на 2-м.
Команда-победитель хакатона получила диплом и главный приз – поддержку экспертов в реализации проекта. Как пояснил Али Камов, это подразумевает, в том числе, финансовую помощь, а также продвижение их продукта на региональном уровне – для использования в образовательных учреждениях. Что же это за высокотехнологичная программа, получившая столь высокую оценку экспертов?
Али Мамчуев:
- Это проект, который нацелен на школьников. Там будут различные задания для них по всем дисциплинам: по естественным наукам, таким, как физика, химия, биология, по математике, по гуманитарным наукам и так далее. Там будет огромное количество тестов и заданий, в том числе математических.
Например, задачи по теореме Пифагора. Ученик будет проходить эти задания, и ему в этом будет помогать нейросеть, которую мы внедрили в наш продукт. Она, как учитель, отвечает на вопросы учеников, причём осознанно, и может вести диалог.
Как поясняет на живом примере Али, процесс может выглядеть следующим образом. В тесте по истории есть вопрос: «В каком году началась Вторая мировая война?». Имеются три варианта ответа: 39-й, 41-й и 17-й год. Если, допустим, ученик выберет вариант «41-й», то нейросеть сразу его поправит: «Нет, это неправильный ответ. В 1941 году началась Великая Отечественная война, а Вторая мировая – в 39-м». И в тот же момент можно спросить электронного собеседника: «А с чего началась Вторая мировая?». Искусственный интеллект подробно расскажет ученику о том, что она началась с нападения Третьего рейха на Польшу.
Таким образом, ведётся абсолютно осознанный диалог в режиме реального времени. И если ответ нейросети непонятен школьнику, то он может тут же уточнять и детализировать информацию, используя ИИ в качестве виртуального учителя, доступного в режиме 24\7.
- Али, это вроде бы похоже на «Алису» из Яндекса. Имеются ли какие-то аналоги вашей программы?
- Аналогов у неё нет. Самая главная «фишка» этого приложения – именно в нейросети, которая очень умная. Про «Алису» нельзя сказать, что это полноценный искусственный интеллект. А мы используем в нашем приложении именно его. «Алиса» не способна настолько качественно вести диалог с учеником, как эта нейросеть. На уточняющие вопросы, на моменты, которые ученик не понял, она ответа не даст, как и не сможет пояснить какой-то конкретный отрывок из вопроса. А наша нейросеть – сможет. Она полностью понимает контекст.
Десктоп-приложение для компьютеров уже частично готово. В нём загружено несколько тестов, и эти тесты уже можно решать с помощью нейросети. По словам разработчиков, приложение сегодня выполнено процентов на 20 от задуманного. Работа продолжается, и у продукта уже есть имя. Ребята назвали его «Александрия» – по аналогии с Александрийской библиотекой в Египте. Аналогия понятна: если зайти туда, где очень много книг, то можно найти ответ на любой вопрос.
«Мы планируем как можно быстрее развить и завершить проект. А когда закончим техническую часть – будем продвигать. Потому что считаем, что продукт реально полезен. Я, например, когда сдавал ЕГЭ по информатике, сутками искал нужную информацию. А с помощью такой нейросети смог бы получить ответы на свои вопросы буквально за час. Это колоссальная экономия времени», – делится планами Мамчуев.
На вопрос, способна ли наша страна решить актуальную задачу достижения цифрового иммунитета, Али отвечает уверенно и чётко:
Али Мамчуев:
- Однозначно. Вообще у нас в России очень много талантливых, умных программистов. Да и не только программистов – в принципе, специалистов. Проблема в том, что многие из них уезжают за границу, потому что там зарплаты больше. Но сейчас наше правительство хочет вернуть этих профессионалов. Если они вернутся, если государство будет им помогать – вообще спокойно достигнем цифрового суверенитета.
Именно в плане IT наша страна более развита, чем страны Запада. Например, у нас повсеместно используют pay-сервисы. А в Европе далеко не везде, там чаще ещё ходит наличка. То есть, какие-то передовые IT-технологии наша страна моментально принимает и их использует.
С Али Мамчуевым полностью согласен Малик Камов – его коллега и единомышленник по команде «Одиссея».
Малик Камов:
- Да, в связи с последними событиями, когда был большой отток айтишников, наша страна предприняла значительные усилия, чтобы оставить их в стране. Сейчас открылась Федерация спортивного программирования, повсюду устраиваются всякие состязания. Вот мы, например, недавно ездили ещё на один международный хакатон в Грозном. И те усилия, которые предпринимает наша страна в IT-сфере, достаточно помогают молодым специалистам в обучении – в том, чтобы построить хорошее цифровое государство.