Новости о компании «Бештау электроникс» в последние дни захватили верхние позиции информационных ресурсов: предприятие, имеющее производственные мощности в Ростове и Ессентуках, выпустило первую партию (10 тысяч штук) мониторов M24FHD бренда «Бештау».
И это не какая-то сборка зарубежного продукта, а наше, российское, отечественное, основанное на собственных высоких технологиях. Разговор об этом с Владимиром Кузнецовым – российским предпринимателем, соучредителем и руководителем предприятия по выпуску компьютерной техники бренда «Бештау».
- Владимир, кто Вы в компании «Бештау Электроникс»?
- Один из собственников. У нас семейный бизнес: три семьи - три учредителя в равных долях. Меня также можно называть директором по развитию группы компаний «Бештау».
- Сколько людей у вас работает?
- Мы сегодня находимся в стадии начального роста. Первая партия продукции произведена, планируем расширяться. Только сегодня был на подписании договора об аренде земельного участка для развития наших производств. То количество работников, которые сейчас имеем на Ростовском заводе (80 человек) и на заводе в Ессентуках (40 человек) – оно не показательно. Через некоторое время, когда достроим пару цехов и придёт дополнительное оборудование, численность увеличится кратно. Наполняемость одного завода, в зависимости от локализации процессов – от 80 до 120 человек. И таких заводов на данный момент у нас запланировано семь, с учётом уже построенного. Уже можно говорить о 700-900 рабочих местах. Ситуация может корректироваться. Разумеется, в сторону увеличения.
- Есть ли понимание, движение навстречу от местных властей? Насколько заинтересован сам город в таком производстве?
- Эта заинтересованность очевидна, мы находимся в числе приоритетных инвестиционных проектов на всех уровнях власти – и муниципальном, и региональном, и федеральном: полная поддержка и с землёй, и с какими-то процессами юридического согласования на местном уровне, тотальная поддержка губернаторов – как Ставрополья, так и Ростовской области. И на федеральном уровне о нас знают и оказывают всяческую помощь.
Что касается финансовой помощи, то мы не прибегаем к ней. Ни субсидиями, ни спецпрограммами, ни иными целевыми деньгами мы не пользуемся. Есть такое видение процесса, что он должен осуществляться за счёт собственных средств. И сейчас, слава Богу, пришли к такому этапу, что можем развиваться с помощью выручки компании. Первые товарные партии уже начали отгружаться.
- Спрос есть?
- Безусловно. Речь ведь идёт об отечественном продукте. А вся продукция «Бештау», которая выйдет на рынок, будет внесена в реестр Минпродторга. О чём это говорит? Сейчас сложилась такая ситуация, что в рамках программы импортозамещения все бюджетные организации полностью обязаны покупать исключительно российскую технику. Её «российскость» подтверждает реестр Минпродторга. Соответственно, покупка нереестровой техники – импортной либо российской, у которой нет определённого уровня локализации – будет расходиться с требованиями ведомства. И эти требования со временем будут усложняться, чтобы подстёгивать развитие собственного производства.
- Ваша продукция соответствует этим требованиям?
- Безусловно. И даже с опережением. Потому наши товары и допускаются до поставок в госучреждения. Спрос, соответственно, большой: у нас много госструктур, которым требуется новая техника. А производственные мощности, которые есть на данный момент в России, этот спрос в полной мере удовлетворить пока не могут. Поэтому можно говорить о том, что вся произведённая нами продукция будет реализована, причём в короткие сроки. Наша цель - сейчас максимально быстро развиваться, вводить в строй новые производственные мощности. Это, на самом деле, стратегическая задача, в соответствии с которой мы, в первые годы своего развития, не делаем приоритетным розничный сегмент. Розничный потребитель в настоящее время может без ограничения купить любую технику – через ритейлеров, через сетевой магазин и так далее, тут никакой проблемы нет. А вот у государства здесь сложная ситуация, и мы все свои усилия направляем на удовлетворение его потребностей.
- Стратегическая задача – развивать своё, собственное?
- Конечно. Наша продукция характерна тем, что мы стараемся все возможные процессы её производства локализовать в России. В нашем мониторе – да, матрица покупная, азиатская. Но на самом деле в мире всего три крупных завода, которые в промышленных масштабах производят матрицы. И большая часть известных брендов, которыми мы пользуемся – у них своих матриц нет. На самом деле матрица не несёт в себе никакой «критичности» - это просто элемент отображения, её можно спокойно покупать. А вот, например, плата управления монитором – уже электроника. И это наша собственная разработка. Более того, мы сами закупаем, комплектуем BOM-лист (перечень материалов, необходимых для производства). Но монтаж производим на собственном оборудовании. Также нашей собственной разработки – и материнские платы, и SSD-диски, и блоки питания. Сами способны подбирать, выбирать, дефектовать эти компоненты. Если какой-то производитель вдруг отказался нам их продавать, или какой-то компонент ушёл с рынка, то наши инженеры способны оперативно найти другого производителя. Если какая-то плата вообще ушла с рынка – можем внести принципиальные изменения в схему наших плат. То есть, нет технологической зависимости от зарубежных партнёров. Мы сами определяем свою производственную политику и сами способны выбрать для своих товаров необходимые компоненты.
В этом гарантия непрерывности производства. До недавнего времени встречалась практика, когда российские производители заказывали у зарубежного партнёра разработку платы – тот брал уже что-то существующее, вносил в неё какие-то свои небольшие изменения и продавал документацию в Россию. После чего приступал к поставке готовых BOM-листов, и получался готовый продукт. Но если вдруг такой партнёр либо забудет что-то положить в комплект, либо перепутает, либо осознанно откажется сотрудничать – всё! Российский производитель сам уже сделать ничего не сможет: документация купленная, осмысления компонентов нет...
- Отсутствует технологический суверенитет.
- Всё верно. Производственные мощности есть, собрать могут – но только по указке. Но мы эту ситуацию принципиально поменяли. И когда говорим про суверенитет – это тот минимальный уровень локализации, который определённую независимость обеспечивает. Конечно, хотелось бы производить самим компоненты, матрицы свои. Но я думаю, что это вопрос только времени и средств. А сейчас делаем то, что критично важно делать на текущий момент.
Опять же: мы можем углубиться в какую-то детализацию, начать производить часть этих компонентов… Но стараемся сейчас сделать по-другому: уже достигли хорошего уровня локализации и стремимся максимально расширить нашу продуктовую линейку. Кроме мониторов, государство нуждается в устройствах ввода. Мы первые в России сделали отечественные платы для мышек и клавиатур. Вся эта электроника производится в Ростове, а корпусирование – в Ессентуках. Здесь у нас литьевой цех выпускает корпуса для мониторов, компьютеров, клавиатур, мышек, а также крышки, клавиши и другое…
- А сырьё откуда?
- Пробуем сейчас разные варианты сырья. Есть решения китайские, есть отечественные – смотрим на качество, цену. Но со временем планируем полностью перейти на отечественный АБС-пластик.
- На какие количественные рубежи выпуска продукции вы можете выйти в среднесрочной перспективе?
- Я могу уже говорить даже про конец этого года. В данный момент мы немного зажаты по производственным мощностям, но сейчас уже нам выделен участок в Ессентуках, в скором времени получим аналогичный участок в Ростове, на которых начнём строительство. Какие-то мощности будут введены в середине года. Если всё пойдёт по плану, то к концу года сможем обеспечить следующий объём производства: 350 тысяч мониторов разных линеек, 150 тысяч своих моноблоков (они у нас уже разработаны и готовы к запуску) и 100 тысяч ноутбуков.
Мониторы у нас пока только 24 дюйма, но уже буквально в течение 2-3 месяцев будут запущены 27-дюймовые.
Принципиально важно стремление к универсализму. Разработанная нами даже для текущего монитора плата, кроме того, что обеспечивает определённый суверенитет – это довольно уникальная разработка, которая позволяет нести на себе все виды разъёмов, которые возможны на мониторах, больше 100 вариаций. Есть там и колонки, и USB-хаб, и функция так называемого сплиттера - для того, чтобы изображение, попавшее с компьютера на монитор, вывести дальше. Это очень удобно, например, преподавателям в аудиториях – для вывода изображения на другие устройства. Можно последовательно подключать до 150 устройств. Такая функция, если не ошибаюсь, была на самых дорогих линейках мониторов HP.
- Если я Вас правильно понял, есть стремление не просто импортозаместить продукцию, а сделать её ещё более продвинутой?
- Совершенно верно. Стремимся получать удовольствие от работы, поэтому элемент новизны, который обеспечивает прогресс, для нас важен. Более того: ряд инженерных решений другого соучредителя компании, Олега Осипова из Ростова, реализуется для внутреннего рынка Китая. У наших инженеров есть разработки, которым зарубежные партнёры по-хорошему удивлялись ещё до всех этих санкционных историй. Мы никого не пародируем и не копируем. У нас полностью свои решения. И большая часть комплектующих для наших будущих моноблоков и ноутбуков – тоже полностью наши разработки.
Сейчас мы, по своим возможностям, поставили себе определённую планку и уверенно её держим. После того, как наладим выпуск широкой линейки продуктов (мониторы, моноблоки, ноутбуки, серверное оборудование) и если будут решены вопросы международного патентного права – то и печатную технику будем производить.
- Остаётся пожелать Вам успеха! Вы ведь наш, местный житель?
- Да, из Пятигорска. Бренд «Бештау» - это моя идея, чтобы прославить родной регион, его красоты. Потому что патриот своей малой родины. Люблю подниматься на Бештау – и пешком, и на велосипеде. Сейчас ведь есть такой тренд – давать технике имена объектов природы: процессоры «Байкал» и «Эльбрус», мониторы «Валдай». Считаю удачным решением назвать так наш бренд. Это будет, в том числе, способствовать популяризации региона. И плюс наш слоган: «Бештау – путь к вершине» (по-английски «To the top»). Он отражает как название бренда, так и его суть.