Олег Пономарёв
Автор

Аталычество: воспитать мужчину и сплотить народ

Глубинные традиции Северного Кавказа

Олег Пономарёв
Автор
08.04.2022

Фотоadygi.ru

 

Северный Кавказ – край удивительной природы, замечательных людей и необычных традиций. Один из таких обычаев именуется аталычеством, он зародился в глубине веков, но сохранялся до XIX в, оставив яркий след в истории многих кавказских народов.

Термин образовался от тюркского слова «аталык» - это человек, взявший на себя обязанность по воспитанию чужого (не родного по крови) ребенка. По сути – приобретённое отцовство при живых родителях.

С какими целями совершался такой шаг? Об этом рассказала Мадина Текуева - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой этнологии, истории народов КБР и журналистики КБГУ (г. Нальчик):

Фотоkbsu.ru 

 

-  Расцвета этот обычай достигает в эпоху развития феодальных связей, феодального общества. Суть его состоит в том, что ребёнка из княжеской семьи (как правило, мальчика, хотя были случаи и с девочками) берут на воспитание в семью, которая стоит ниже по социальному статусу. Это дворянская семья или хорошо обеспеченная крестьянская семья – свободных, конечно, крестьян. И в такой семье мальчик приобретает главные навыки в своей жизни.

Один из них – навык военного ремесла, военного искусства, военного дела. Он должен уметь хорошо держаться в седле, ловко стрелять из лука, а потом уже из огнестрельного оружия. И не просто уметь хорошо держаться в седле, а вообще уметь держать себя в обществе. Он должен быть терпеливым по отношению ко всяким невзгодам – физическим или каким-то моральным, психологическим проблемам. Всегда должен быть сдержанным во всех смыслах.

Фотоadygi.ru

 

Помимо терпеливости, он должен быть ещё и терпимым, и это тоже воспитывается аталыком. Он должен относиться с пониманием к тому, что мир неоднозначен. Что кто-то имеет своё мнение, свои обычаи, свой образ жизни. При этом – придерживаясь абсолютно своего образа жизни, но никому его не навязывая. Иметь терпимое отношение ко всякому непохожему на его жизнь явлению. И естественно, что в нём развивались мужские качества: смелость, храбрость, склонность к риску. Но риску оправданному, потому что всё нужно делать умело, и воевать тоже.

Фотоadygi.ru

 

Но неужели самому необходимому для взрослой жизни не могут научить свои родители? В чём отличие аталычества, скажем, от таких форм воспитания, как ранний казарменный быт в суворовских или кадетских училищах? Разница состоит в том, что между аталыком и его воспитанниками всегда возникали родственные связи. Это называется «искусственное родство», то есть родство, которое устанавливается по договору.

Фотоadygi.ru

 

Кроме того, поясняет профессор Текуева, обычай аталычества – именно общественный институт, который имеет важное значение для поддержания общественных связей. Он устанавливает вертикальные связи в обществе – от высших слоёв к средним и низшим. А эти связи уже потом становятся родственными.

Также случались примеры, когда аталычество сближало не только семьи и сословия, но и народы, уже в новейшей истории.

 

Мадина Текуева:

- Если взять нашу республику, Кабардино-Балкарию, то было какое-то движение к возрождению этих обычаев. Особенно оно присутствовало в период перестроечной ситуации – когда происходил парад суверенитетов, когда каждый народ стал бороться за своё «место под солнцем». И вот тогда стали использовать этот обычай, чтобы вновь привести народы к согласию, как инструмент дружбы. Детей из семьи балкарской, например, брали в семью кабардинскую, а из кабардинской в балкарскую. И между этими семьями возникала особая дружба.

 

Рассматривая подобные примеры, не устаёшь удивляться мудрости народной: как один народный обычай (а их множество) способен сплачивать не только семьи и сословия, но и разные этносы.

Есть ли примеры аталычества сегодня? В какой-то форме – да, они существуют и сейчас. В той же Кабардино-Балкарии известен опыт Ахмеда Карданова из селения Залукокоаже, который берёт к себе на воспитание мальчиков 8−15 лет на срок от нескольких дней до года. Они занимаются у своего аталыка изучением молитв, народного этикета, спортом, уходом за лошадьми.

Разумеется, такую деятельность аталычеством в полной мере назвать нельзя – другие реалии, другие условия. Но то, что древняя, мудрая и весьма полезная традиция не только изучается этнографами, но и в какой-то форме проявляется в реальной жизни – весьма отрадно. Это доказывает, что душа народа жива. Следовательно, живы и сами многочисленные народы России - главное богатство нашей страны.