Илья Федотов
Автор

Мухаджирство на Северном Кавказе

Мухаджирством в одном из его проявлений называют переселение народов Северного Кавказа, исповедующих ислам, на территорию Османской Империи

Илья Федотов
Автор
10.11.2021

Мухаджирством в одном из его проявлений называют переселение народов Северного Кавказа, исповедующих ислам, на территорию Османской Империи. Происходило во второй половине XIX века и носило массовый характер.

Мухаджирство имело четкие исторические и религиозные предпосылки. С началом Кавказской войны жители Северного Кавказа испытывали опасения, что с утверждением власти царской России их начнут притеснять, либо заставят насильно принять христианство.

Переселение из Восточного Кавказа. Источник: wiki.mgpu.ru

В переселении к османам, также исповедующим ислам, поддерживавшим движение мюридизма и создание Северо-Кавказского имамата, горцы видели спасение и свободу вероисповедания. Первые переселенцы начали покидать Кавказ еще в начале XIX века. Но наиболее массовый характер явление приобрело во второй половине столетия, ближе к концу Кавказской войны, когда стало понятно, что переход под протекторат России – лишь вопрос времени.

Одним из толчков к массовой миграции стало пленение имама Шамиля в 1859 году, после чего стало окончательно ясно: противостояние проиграно.

Сдача Шамиля князю Баратинскому. Источник: m.fotostrana.ru

Со своей стороны, российская империя не притесняла горцев по религиозному признаку и не стремилась насильственно навязывать христианство. Напротив, им предлагали плодородные земли на равнинах взамен бедных, малопригодных для земледелия, горных участков.

И все же некоторые семьи предпочли попытать счастья на новой земле – меньше чем за сто лет Северный Кавказ покинуло около миллиона человек, из них половина – за период с 1858 по 1865 годы.

Кавказская знать к переходу под власть Российской империи относилась неоднозначно. Одни правители и князья поддерживали Россию, другие были категорически против, видя в ней угрозу собственному положению. Но мухаджирство было выгодно и тем, и другим. Для одних переселенцы освобождали земли для потенциального захвата. Другие, из числа феодалов, сами перебирались в Турцию, не забывая про своих крепостных, которые значительно упрощали переезд своим добровольным согласием.

Были и те, кто выступал категорически против мухаджирства, в основном, из практических соображений – покидая горские территории без феодала, крепостные становились свободными, а оставшиеся на российском Кавказе феодалы лишались подневольных крестьян.

Российские императоры – Александр Первый, а затем и Николай Первый, к оттоку населения относились крайне негативно. Правительство предпринимало меры по предотвращению массового переселения – горцам предлагали земли и другие преференции. После прихода к власти императора Александра Второго в 1855 году политика изменилась – мусульман не принуждали к уходу с родных земель, но и не препятствовали ему. Хотя в высших кругах по-прежнему относились к этому негативно, поскольку вхождение Кавказа в Российскую империю никогда не воспринималось как присоединение одних лишь территорий, в нем видели новый регион, полностью интегрированный вместе с населением.

Черкесы в Османской империи. Источник: porizatel.org

Зато Турция всеми силами приветствовала мухаджирское движение и охотно принимала переселенцев. Беженцам выделяли земельные участки, давали денежные пособия и разные льготы, попутно пугая их насильственным принятием православия, если те вернутся в Россию. Со своей стороны османы обещали горцам полную свободу в религиозном плане.

Для самих мухаджиров переезд имел сомнительный успех. Многие действительно улучшили своей положение, получив землю. Другим иммиграция не принесла никаких выгод, а многие и вовсе погибли в дороге от голода и болезней.

Кроме того, со временем переселившиеся в процессе мухаджирства народы стали частью наций, в которые влились (большей частью турецкой) и утратили свою национальную идентичность. В России же, отказавшиеся от иммиграции вошли в состав регионообразующих наций со своим языком, зафиксированным на государственном уровне, и культурой. Кроме того, в настоящее время реализуется множество государственных программ, направленных на сохранение и укрепление национальной идентичности населяющих страну народов.