Сергей Литовченко
Автор

Самый глубоководный отечественный порт на Каспии

Пока ежегодный грузооборот порта составляет около 5,8 миллионов тонн

Сергей Литовченко
Автор
18.10.2021

Махачкалинский морской международный торговый порт – главный транспортный узел Дагестана и самый глубоководный отечественный порт в Каспийском море.

Гавань в западной части современной Махачкалы существовала еще несколько столетий назад. В XIX веке на этом месте построили крепость, а вслед за ней и город Порт-Петровск, а в 1870 году обустроили полноценный порт. Открытие отметили оружейным залпом из крепости.

Порт обошелся российской казне в полтора миллиона рублей. Благодаря ему город начал стремительно развиваться и обрастать населением, а через саму гавань были организованы главные торговые пути в Европу и Закавказье. Помимо экономического значения порт был важным военно-стратегическим пунктом. Через него доставлялся провиант и вооружение для русской армии.

В первые годы существования порта товарные перевозки через него превысили миллионы царских рублей. В 1892 году начались работы по его углублению для приема большегрузных суден. С приходом к власти большевиков город Порт-Петровск превратился в Махачкалу, а портовая территория продолжила стремительное развитие.

К началу Великой Отечественной войны годовой объем перевалочных грузов достиг 5,5 миллионов тонн. А в военные годы порт снабжал советские войска топливом и припасами.

В 1999 году в Махачкалинском порту прошла масштабная реконструкция, здесь построили новые инфраструктурные и промышленные объекты, портовую территорию расширили, построили автопаромный причал и ж/д переправу.

В настоящее время в состав инфраструктуры входит сухогрузная гавань с годовым грузооборотом 3 млн тонн, железнодорожный и автопаромный терминалы, крытые и открытые склады, зерновой терминал с производительностью до миллиона тонн в год, а также причалы общей протяженностью 900 метров, собственный транспортный флот. Все объекты оснащены современным погрузочным оборудованием.

На базе предприятия действует собственная нефтегавань с нефтеналивными причалами и пирсами, где перерабатывают нефтепродукты. Для транспортировки готовой продукции используются танкеры грузоподъемностью 13 тыс. тонн.

По ж/д переправе курсируют паромы «Петровск», «Махачкала-1», «Советский Дагестан». За год через переправу перевозят свыше 20 тысяч грузовых вагонов.

Порт принимает суда длиной до 150 метров с осадкой до 4,5 метров. Организовано буксирное обеспечение и лоцманская проводка, снабжение экипажей продовольствием и другой необходимой продукцией.

Для предотвращения загрязнения моря и экологии осуществляется прием сточных вод, отходов, мусора, нефтесодержащих отходов из стоящих в порту судов.  Кроме того, созданы условия и инфраструктура для проведения диагностики и ремонта.

Сегодня основной деятельностью Махачкалинского международного порта является транспортировка каспийской нефти и торговых грузов. Налажено морское сообщение с Азербайджаном, Туркменией, Казахстаном, Ираном и другими странами.

Пока ежегодный грузооборот порта составляет около 5,8 миллионов тонн, но реконструкция и развитие продолжаются, что предвещает рост показателей.