История Махачкалы уходит в середину 19 века в эпоху Кавказской войны. Основание поселения началось со строительства военной крепости. Укрепление было построено в 1844 году и получило название Петровское, местные же называли его Анджи-Кала, что в переводе означает «мучная крепость». Русское название появилось в связи с расположением здесь армии Петра Первого во время Персидского похода.
Место строительства выбрано не случайно – с незапамятных времен здесь проходил караванный путь из Европы в Закавказье, местность имела важнейшее стратегическое и военное значение. А с высоты холма, на котором стояла крепость, хорошо просматривались не только окрестности, но и акватория Каспийского моря, позволяя вовремя увидеть потенциального врага и отразить нападение.
Первоначально население при крепости не превышало и сотни человек. В основном это были местные переселенцы и семьи военных. Но уже в 1857 году поселок официально стал городом Петровск. А тринадцать лет спустя здесь заложили гавань и порт.
Наличие порта дало толчок к стремительному росту и развитию. Сюда стекались переселенцы со всей округи – купцы, ремесленники и чиновники. Городок обрастал новыми домами и инфраструктурой. А к прежнему названию добавилась приставка «порт»: отныне поселение именовалось Порт-Петровском.
Со временем напряженная ситуация на Северном Кавказе утихла и крепость утратила свое военное назначение, а затем и вовсе превратилась в символический атрибут прошлого.
Конец столетия ознаменовался строительством промышленных объектов: в Петровске построили пивоварню, а вслед за ней две табачные фабрики и типографию. В 1894 году город соединяют железнодорожным сообщением с Баку и Владикавказом. Вслед за этим появилась железнодорожная ветка до Ростова-на-Дону и других городов. Начало 20 века Порт-Петровск встретил 9-ти тысячным населением и строительством бумагопрядильной фабрики, которая обещала стать крупнейшим промышленным предприятием района. К тому времени это был уже полноценный город, по тем временам крупный и активно развивающийся, с сильной промышленностью, а также важный транспортный узел.
Всего за 50 лет поселение с населением в несколько десятков жителей выросло почти в сотню раз. В преддверии революции в Петровске построили нефтеперерабатывающий завод и железнодорожную линию Петровск-Темир-Хан-Шура, а также несколько небольших заводов и мастерских. В 1914 году Порт-Петровск был самым крупным городом Дагестана с населением уже в 24 тысячи человек. Здесь были гостиница, несколько магазинов, аптеки, присутственные места, бани, библиотека и даже кинотеатр. Правда, центральных улиц было всего четыре, остальные больше напоминали трущобы с хаотичной застройкой. Водоснабжения и канализации не было – чистая вода добывалась из колодцев, а грязная по канавам стекала в море. Таким город достался большевикам после Октябрьской революции.
Во время гражданской войны Петровск много раз оказывался на передовой и менял «хозяев». Успел побывать даже Шамиль-Калой, как назвал его один из белых властителей. Но к 1920 году противостояние стихло и поселение окончательно перешло под советские флаги.
В 1921 году город переименовали в Махачкалу – в честь «вождя дагестанской бедноты» Магомеда-Али Дахадаева, в народе известного как Махач. Два года спустя Махачкала стала столицей новообразованной Дагестанской автономной советской республики.
В советское время город активно разрастался за счет присоединения к нему соседних поселков и аулов, которые становились микрорайонами. Вокруг города строились предприятия и колхозы, внутри – школы, больницы, современные улицы и бульвары, многоквартирные дома. За 50 лет с 1930-х по 80-е годы население Махачкалы выросло больше чем в десять раз и превысило 270 тысяч человек.
За это время тут построили современную инфраструктуру, открыли профессиональные училища и вузы и, наконец, построили водопровод и систему водоснабжения. В город стекались переселенцы со всех концов СССР. К закату советской эпохи в Махачкале располагались крупнейшие оборонные и промышленные предприятия. Здесь выпускали приборы и технику, радиоэлектронику, оборудование, строительные материалы, продовольствие и многое другое.
После развала СССР в 90-е годы Махачкала снова постепенно восстанавливалась и возрождала производственный сектор. Сегодня это оживленный мегаполис с 700-тысячным населением, десятками памятников культуры и истории, парками, скверами, развитой транспортной сетью и туристической индустрией.