Олег Пономарёв
Автор

Заурбек Дзобелов: Программу развития СКФО нельзя назвать провалом

Её реализация привела к созданию в регионах Северного Кавказа множества важнейших социальных объектов

Олег Пономарёв
Автор
11.08.2021

Заурбек Дзобелов - председатель Исполнительного Комитета Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа, «Северный Кавказ».

 

- Заурбек Муратович, на днях был назначен новый куратор СКФО - вице-премьер Александр Новак. А в июне премьер-министр Михаил Мишустин, посетивший округ, заявил, что программа социально-экономического развития Северного Кавказа не принесла ощутимых результатов. Почему, на Ваш взгляд, эта программа в округе оказалась несостоятельной?

- Я не стал бы называть её провальной, как это делает ряд СМИ. Сам премьер-министр Михаил Мишустин так не говорил. Действительно, на совещании с членами правительственной комиссии по социально-экономическому развитию СКФО он совершенно справедливо отметил низкую отдачу от вложения бюджетных средств в инвестпроекты на территории округа. И акцентировал внимание на механизмах поддержки инвестиционных проектов, которые себя не оправдали и требовали оптимизации. Именно такая оптимизация сейчас идёт. Назначение куратором округа вице-премьера Александра Новака -  часть этого процесса.

Но давайте будем объективными. В развитие Северного Кавказа были вложены значительные материальные средства, которые принесли определённый практический результат. Это новые социальные объекты: школы, больницы, дошкольные учреждения. Это дороги, это объекты инфраструктуры, в том числе жилищно-коммунальной сферы. И многое другое. Строительство каждого такого объекта очень важно для конкретных людей. Те же ФАПы, например, значение которых для жителей отдалённых населённых пунктов трудно переоценить. И говорить, что деньги потрачены впустую, было бы, на мой взгляд, неверно.

Другое дело – эффективность вложенных средств, которые, по определению, должны приводить к инвестициям в основной капитал. Здесь Михаил Владимирович полностью прав: ожидаемой отдачи пока нет. Правительство адекватно отреагировало на ситуацию, которая требует оперативного вмешательства. Что, собственно, и происходит.    

  

- 19 июля текущего года вопросы совершенствования институтов развития были подняты Президентом России в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Как известно, в рамках СКФО до недавнего времени действовали такие институты развития, как Корпорация развития Северного Кавказа (АО «КРСК»), Курорты Северного Кавказа (АО «КСК») и АО «Курорт Эльбрус». Но сейчас прошла трансформация этих структур. Как Вы это можете прокомментировать?

Да, действительно, все эти структуры объединились на базе АО «КСК», в результате чего создан единый институт развития Северного Кавказа. Как было заявлено, объединенная организация продолжит заниматься строительством инфраструктуры, управлением курортами и особыми экономическими зонами, финансированием проектов в реальном секторе экономики, включая туризм, промышленность и сельское хозяйство, а также будет привлекать частные инвестиции и создавать благоприятный инвестиционный климат. И это важная часть того процесса, о котором мы упоминали выше.

 

- Но почему именно на базе «Курортов Северного Кавказа»?

- Абсолютно верное решение. Об этом как раз говорилось на совещании по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа 29 июля в Пятигорске. В ходе этого совещания, напомню, полномочный представитель Президента России в СКФО Юрий Яковлевич Чайка чётко отметил:

«В субъектах округа завершается разработка моделей экономического развития, обеспечивающих наращивание экономического и экспортного потенциала. Ключевой сферой деятельности, в которой возможно обеспечить рост экономического потенциала, является туризм».

Тут, как говорится, сам Бог велел: главное преимущество макрорегиона состоит в огромных возможностях рекреационной сферы. Соответственно, наиболее перспективная отрасль для привлечения инвестиций – именно туризм. И объединение институтов развития СКФО на базе «Курортов Северного Кавказа» выглядит максимально целесообразным.

Знаете, Мишустин совершенно прав ещё и в том, что механическое вливание огромных средств в регионы округа не решает главных проблем их развития. Это, по большому счёту, только «подсаживает» на дотации. А уже давно необходимо учиться жить самостоятельно, развиваясь и привлекая для этого инвестиции. В данном случае – в очень перспективную сферу туризма.

Нам давно уже следует определиться с приоритетами. А определившись, решать проблемы логистики, экологии, инфраструктуры и многое другое. Кстати, попутно возникает вопрос: почему у нас в СКФО до сих пор нет единого туроператора? А если он есть – почему не заявляет о себе? И таких вопросов немало.

 

- Каких результатов следует ждать в этом направлении от включения в работу нового куратора СКФО, вице-премьера Александра Новака?

- Я очень надеюсь, что с приходом нового куратора, занимающего очень высокую должность в правительстве, и на котором сейчас лежит огромнейшая ответственность, многое в СКФО изменится в лучшую сторону. Надеюсь, что он сможет создать хорошую рабочую команду, которая бы не «забюрократизировала», а напротив, максимально эффективно использовала все возможности и преимущества Северного Кавказа.

 

- Какую роль в повестке этой работы играет Ассоциация экономического взаимодействия субъектов СКФО «Северный Кавказ», председателем исполнительного комитета которой Вы являетесь? Какие цели и возможности появляются перед Ассоциацией в текущих условиях?

- В прошлом интервью порталу «Кавказ Сегодня» я уже говорил об этом и повторю ещё раз: регионам и хозяйствующим субъектам в рамках одного федерального округа необходимо не соревноваться между собой, а дополнять друг друга. Мы должны прийти к пониманию необходимости взаимовыгодного сотрудничества. Именно это и является основным предметом деятельности Ассоциации «Северный Кавказ» - добровольная и осознанная интеграция в единое экономическое пространство.

Судите сами: зачем соседям параллельно развивать однородную деятельность и конкурировать друг с другом, если можно взаимовыгодно сотрудничать? Не выращивать, скажем, одинаковую сельхозпродукцию и путём вливания огромных средств в маркетинг либо демпинговыми мерами пытаться «задушить» соседа, а быть полезными друг другу. Один продукцию производит, другой площади для её хранения, третий организует логистику, четвёртый – сбыт и так далее. Не монополия, а консолидация!

Чтобы прийти к ясному пониманию дальнейших «действий навстречу», необходима постоянная аналитическая работа экспертного уровня, которую мы периодически выполняем. Но она должна быть именно постоянной, а не периодической. И мы готовы это делать. Для этого необходимо стабильное финансирование нашей организации в тех объёмах, которые регионы взяли на себя ещё в 2013 году.

Я убеждён, что понимание неизбежности очевидного и выгодного для всех пути к консолидации всё же придёт. В этом плане у Ассоциации экономического взаимодействия субъектов СКФО «Северный Кавказ» большие задачи и, надеюсь, весомые перспективы. Мы работаем в данном направлении.