Андрей Климов
Автор

Сергей Маркедонов: Кавказу необходимы стимулы

О концептуальных направлениях развития макрорегиона

Андрей Климов
Автор
28.06.2021

Эксклюзивное интервью ведущего научного сотрудника Центра евро-атлантической безопасности ИМИ в МГИМО, эксперта Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова Сергея Маркедонова для «Кавказ Сегодня» (продолжение, начало здесь).

 

- Сергей Мирославович, в прошлый раз мы остановились на отличиях современного ислама на Северном Кавказе, от того, что мы привыкли видеть в 90-е и нулевые годы. Может какие-то есть новые тенденции в связи с зарубежным влиянием?

- Здесь совершенно очевидный путь — развитие того, что называют человеческий капитал. Потому что главные инвестиции — инвестиции в людей. Люди должны понимать, что развитие карьеры, возможность заниматься наукой – они получают благодаря российскому проекту. В широком смысле слова. Всё благодаря проекту, который продвигает идею общероссийской идентичности, но при этом открытый для разнообразных этнических идентичностей, религиозных и так далее.

Поэтому здесь, как мне кажется, есть определенный дефицит предложения. Потому что считается, что ситуация стала более-менее стабильной, более-менее контроль установился и все. Но не все! Я напомню фразу знаменитую Эрнеста Ренана: «Нация — это ежедневный плебисцит». Каждый день эти усилия нужно прикладывать, потому что надеяться на советскую инерцию мы вечно не можем, надеяться на то, что само как-нибудь, куда-нибудь выведет, тоже не можем.

Люди становятся в целом более религиозно мотивированными и более обращенными вот к этой сфере. Здесь важно суметь сочетать эту религиозность, интерес к вере, к традициям с лояльностью государству. Вот важнейшая и ключевая задача здесь.

Важно не стигматизировать ислам как таковой. Нужно понимать, что в массе своей российские мусульмане- лояльные граждане нашей страны. А радикалы, которые защищают якобы «чистоту» религии, на самом деле атакуют, прежде всего, мусульман. Теракты в Сирии, Иране, Пакистане происходят намного чаще, чем в странах ЕС. Помнить об этом нужно, и там жертвами террористов становятся как раз мусульмане.

Стигматизировать ислам опасно. Наоборот, его здоровые силы надо привлекать на то, чтобы сдерживать радикализм, укреплять единство народов.

 

-  Как вы справедливо сегодня заметили, нужно предложить что-то по-настоящему мотивирующее и заманчивое.

- Важно просвещать, объяснять, рассказывать про тот вклад, который был сделан культурными деятелями ислама. Например, Кунта-Хаджи Кишиев, если говорить о Чечне, и так далее. Это же крупные величины.

 

- На другой аспект хотелось бы обратить внимание. Фактор трактовки тех или иных исторических событий, процессов и даже эпох. Спрошу даже более конкретно: как проводить государственную политику в отношении этих явлений? К примеру, вопрос адыгских народов, вопрос народов, которые считают себя потомками аланов. Ведь споры вокруг трактовки исторических событий перерастают в вопросы о конкретных объектах, территорий, как к примеру, инциденты вокруг святынь аланов. Или, например, постоянные межтейповые противоречия на фоне трактовки исторических событий. Как органам власти модерировать эти споров?

- Практически процентов на девяносто вы дали ответ на этот вопрос. Во-первых, стать модератором. Это не значит, быть внешним соглядатаем, когда вы смотрите, вот вроде они там варятся, не стреляют и хорошо. Это тоже неправильная позиция — не стреляют и хорошо. Не надо доводить до того, чтобы стреляли. А для этого должна быть определенная интерпретация. С моей точки зрения, нужно исходить из того, что у нас общая страна. В этой стране было много моментов конфликтных, разъединяющих. Но в итоге то, что нас объединяло, то нас делало сильнее, то выводило в какие-то прорывные моменты.

В любой стране есть конфликтные точки. Любая страна, особенно многосоставная, может иметь определенные конфликты.

Позиция, когда мы не говорим про это, потому что это тяжело, не верна. Почему же молчать, будем говорить! Иначе заговорят другие, и не факт, что в наших интересах! Просто, если мы говорим, допустим, о жертвах среди адыгских народов, то давайте вспоминать Хан-Гирея и Шору Ногмова, которые служили Российской Империи, продвигали ее влияние. И часто черкес оказывался против черкеса. Да, это была трагедия, но по итогам вот всей этой истории мы видим три субъекта, связанные с черкесской историей, где представители адыгского народа являются титульными.

Найдите другой такой государственный организм. Турецкий, иорданский проекты. Там это есть?  В лучшем случае фольклор. А здесь не просто фольклор, а своя собственная государственность, в том числе. Да, через жертвы, да, через испытания. А вы знаете историю без испытаний и жертв? Я не знаю, например. Как говорил Гегель в свое время: «Истории — это не царство счастья».

Просто это надо проговаривать. Да, были случаи противоречий, были противостояния, но были и случаи единства, случаи совместных действий и был результат. Если уж так говорить, совсем откровенно, это наше многообразие, которое у нас в России есть, оно в общем-то, кроме нас, и не нужно никому. Давайте честно признаемся. Это и продвигать, собственно.

 

- В заключение хотелось бы задать вопрос из смежной области. Вы упомянули о Михаиле Мишустине, о знаковом мероприятии, которое недавно прошло в Пятигорске. И одной из главных тем обсуждений стал поиск определенных точек роста для социо-экономического развития регионов Кавказа. На ваш взгляд, как кавказоведа, что могло бы стать такими точками роста?

Мне кажется, что надо параллельно с этим предлагать какие-то проекты. Кавказ интересен с точки зрения туризма, с точки зрения культуры в широком смысле. Но ведь это же само по себе не возникнет. Для этого нужны условия, для этого нужны стимулы определенные.

Просто так сказать, развивайте туризм… А какой это вид туризма? Туризм для очень богатых людей? Вряд ли это ниша, которая нужна Кавказу, которая действительно создаст здесь рабочие места, широкие возможности карьерные. Малый туризм?  Гостиницы малых форм и так далее. С привлечением местных людей, а не только, так сказать, с помощью госпрограмм из Москвы, с их вовлечением широким, чтобы они могли почувствовать себя частью этого российского проекта.

Российский проект должен прийти к каждому в дом, строго говоря, чтобы человек понимал, что он с этим связан, с этим будущее его.

Я не экономист, экономист сказал бы точнее.

 

- Еще часто возникает вопрос. Не вымоет ли такой подход, как к туристическому центру, все остальные составляющие экономики? Сельское хозяйство, например.

- Когда я говорю о туристической отрасли, я не говорю, что она должна быть монокультурой. Сельское хозяйство может туристическую отрасль подпитывать. В прямом смысле слова! И здесь без стратегической помощи государства не обойтись!

Развитие с точки зрения сверхзадачи — интеграции в общероссийское пространство проблемного, сложного региона. Эти моменты надо дополнять. Я всегда говорил, остаюсь сторонником этой концепции — к Кавказу нужно подходить системно. Здесь не может быть реализован исключительно сюжет безопасности или сюжет экономики. Как-то нужно объединять все направления. Без безопасности не будет экономических успехов, но и без развития региона сама по себе безопасность из ниоткуда не возникнет!

 

Фото: sputnik-ossetia.ru