Олег Пономарёв
Автор

Крымская весна сплотила народ

Эксклюзивное интервью для «Кавказ Сегодня» к годовщине референдума о статусе Крыма

Олег Пономарёв
Автор
16.03.2021

Владимир Джаралла – политолог, политический эксперт (Республика Крым)

 

- Владимир Кадымович, так называемая «крымская тема» не только очень важна для текущей политической повестки. Она является ключевой для понимания всей российской истории. Перед россиянами вопрос «Чей Крым?» давно не стоит. Он решён даже не в 2014 году, а намного раньше. Как бы Вы сами обосновали ответ на этот вопрос? Почему Крым – это Россия?

- Ответ на этот вопрос прост, когда речь заходит о рациональных аргументах. И ярок, когда речь заходит об эмоциональных. В рациональном плане Крым — это стратегический плацдарм, обеспечивающий России контроль над Чёрным морем и выход в Средиземное море, в Мировой океан, на Ближний Восток и Африку. Так сложилось исторически, со времён Российской Империи, когда Екатерина Великая присоединила Крымское ханство и земли за Доном. Именно это учитывалось в Большой Игре, которая шла и идёт между великими державами, когда сразу же после госпереворота в Киеве первыми решениями победивших заговорщиков стала отмена законов о русском языке и о базировании Черноморского флота.

Следует заметить, что флот не может базироваться больше нигде в таких масштабах, кроме Севастополя. Таким образом, это означало его фактическое уничтожение. Осенью 2008 года, на международной конференции в Симферополе, турецкий военный аналитик Нежат Таракчи в своём докладе рассматривал политику блока НАТО в продвижении на Украину и сделал вывод, что её целью является вытеснение России из бассейна Чёрного моря. Однако, продолжил он, это с большой вероятностью приведёт к присоединению Крыма к России. Его анализ блестяще оправдался.

Но, кроме большой политики, есть и другая сторона истории. Россия прекратила историческое отступление и перешла к возрождению себя как великой страны, вернувшись настолько невероятным и великолепным образом. Защитив своих соотечественников, чего, надо признать, никто не ожидал. Резко и одним ударом разрубив все хитросплетения своих противников, не побоявшись изменения мирового порядка.

Более того, правда была на стороне нашей страны. Это почувствовали все. То невероятное воодушевление и искренняя поддержка власти сделали нас единым обществом, без различий и расслоения.

Хорошо помню один эпизод. В Москве проходило совещание с представителями крупнейших торговых сетей по поводу введённых санкций. И меня поразила спокойная реакция этих людей, бизнесменов, которых, как кажется, должна была интересовать лишь прибыль: «ничего страшного, будем искать варианты, решим». Именно это национальное воодушевление и единство позволило преодолеть тогдашний кризис, когда страны Запада самодовольно полагали, что власть немедленно рухнет под протестами населения из-за санкций, а затем изумлённо смотрели, как люди, независимо от национальности и различий стоят за свою страну.

Думаю, это лучшие аргументы поясняющие, почему «Крым наш», помимо исторических и юридических, понятных специалистам, которые могут вести многолетние споры по любому из аргументов.

 

- Всеобщее голосование по вопросу о будущем статусе и государственной принадлежности полуострова на территориях Автономной Республики Крым и города Севастополя было проведено 16 марта 2014 года – ровно семь лет назад. Как это происходило? Какова была ситуация? Предпосылки? Текущие и последующие события? Осознавали ли Вы, очевидец «Крымской весны», что на Ваших глазах творится история?

- О, да! Это был самый счастливый период моей жизни. Был, есть, и остаётся. И так считает большинство крымчан, когда вновь и вновь возвращаются в памяти в то время. Признаться, я думал, что Россия не вмешается в происходящее. Более того, многие из нас, всегда считая, что Крым - российский, не верили, что это произойдёт при их жизни, успокаивая себя тем, что, может детям это удастся. И вот, на наших глазах, происходило самое настоящее чудо! И оно зависело от нас, от нашей поддержки, от нашего решения.

Мы понимали, что это историческое событие, которое бывает лишь раз в жизни. И всё было легко: любые вопросы решались на ходу, проблемы стремились решить все, от кого это зависело, не жалея времени и сил, все горели желанием поддержать ближних, помочь друг другу.

А сам день голосования был подлинным народным праздником. Поток людей, семьями, радостные лица, поздравления друг друга… Это было время Великого Поста, но многие после голосования нарушили его. И к этому все отнеслись с пониманием. Это был по-настоящему праздничный день. Таким он и остаётся в нашей памяти до сих пор.

 

- Каковы Ваши личные впечатления о тех исторических днях? Примеры, детали, диалоги, ощущения, памятные моменты...

- Для меня главным в те дни стало ощущение свободы, лёгкости, когда не нужно было находить слов для выступлений. Не нужно было даже думать, что и как сказать. Всё происходило само собой.

Ко мне на улице, узнавая, подходили люди. Но не для того, чтобы услышать какие-то аргументы, а чтобы в коротком разговоре, на пару фраз, убедиться, что всё происходит правильно, так как надо.

Я уже говорил про впечатления от поведения предпринимателей, так вот в Крыму местные бизнесмены изумили меня своей позицией. Её очень ёмко выразил один из них: «Ну, надо когда-то не только для себя, но для всех, для будущего что-то сделать».

И они не просто сделали, обеспечив поддержку всем необходимым, когда к ним обращались. Многие из них были целиком завязаны на связях с Украиной, от поставок оттуда. До производства и сбыта. Всему этому пришёл конец, ситуация потребовала начинать всё заново. Но они были к этому готовы.

Ещё одним ярчайшим впечатлением стала российская армия. Ведь как ни поразительно это звучит, мы не имели представления о реальной жизни в России. Вся информация о ней была критической, описывающей проблемы общества. А тут мы увидели реальную армию, ничем не похожую ни на украинскую, ни на советскую. От новенькой формы до нового вооружения - чёткий, прекрасный действующий механизм. Люди в масках, защищавшие нас от врага. Подлинная любовь и восхищение тогда просто захлестнули нас.

Есть множество фото с тех времён, которые показывают, как мы воспринимали русскую армию: от знаменитого фото с котом, до снимков в семейных альбомах, когда рядом с военными - папы, мамы, дети, бабушки… И даже сквозь маску видно, что окружённые ими солдаты не могут сдержать улыбку. Это было ярким контрастом на фоне того, в каком состоянии была украинская армия.

Вспомню ещё один эпизод. На базу одной украинской инженерной части, перешедшей на сторону России, прибыла новая техника. Военнослужащим передали ключи со словами «подарок от Шойгу». Как и положено, все стали изучать новинки. И были изумлены. Не только новизной, но и тем, как всё продумано, удобно, функционально и эффективно. А у них до этого была лишь техника ещё советского периода.

Ещё одним ярким впечатлением стала позиция Президента России Владимира Путина. В силу интереса к политической сфере, я наблюдал деятельность украинских и местных, крымских политиков. Как и многие, увлечённые историей, я ожидал увидеть в них тех, кто путём хитроумных комбинаций осуществляет государственные интересы. А вместо этого видел мелких, эгоистичных, жадных персонажей, стремящихся лишь путём власти удовлетворить свои личные интересы.

Несколько отличались от них политики из Донбасса, так называемой макеевско-донецкой группы, «македонцев», пришедших к власти в Крыму в 2010 году. Они принесли с собой промышленную, индустриальную культуру управления, впервые за годы независимости начав системную работу. В дни «Русской весны» многие из них помогали преобразованиям. Часть покинула Крым, кто-то вернулся в Донецк, поддерживая свою малую Родину в сопротивлении агрессору.

Но когда я начал знакомиться с работой политиков России, то с изумлением обнаружил именно тех, кого уже считал несбыточной фантазией: людей, живущих государственными интересами. Принимающих рациональные, на основе информации и расчёта, решения. И главное - решения, которые оказываются верными.

Ярче всего это проявилось в фигуре Президента России. Как и многие эксперты, я часто сталкивался с тем, что мои предложения отвергались. А потом оказывалось, что я был прав. Но здесь мне впервые пришлось столкнуться с тем, что принимаемые решения были лучше и сильнее, чем я мог бы предположить. И намного весомее по степени ответственности.

Президент Путин предстал в те дни перед нами подлинным национальным лидером, несущим ответственность перед людьми и страной, принимавшим решения огромной ответственности. И каждый раз оказывающимся правым. Это было невероятно! Впервые в своей жизни я понял: это именно тот случай, когда нужно доверять лидеру. Независимо от того, что ты думаешь по поводу того или иного решения.

И так остаётся до сих пор. Редчайший случай, когда у великой страны - достойный руководитель. И так в Крыму думает абсолютное большинство.

 

(окончание следует)