Олег Пономарёв
Автор

Судьба казачества – судьба России

К годовщине принятия «Директивы о расказачивании»

Олег Пономарёв
Автор
22.01.2021

фото nagajka.com

Ровно 102 года назад, 24 января 1919 года, Оргбюро Центрального Комитета РКП(б) выпустило циркулярную инструкцию за подписью Якова Свердлова, которая известна как «Директива о расказачивании». Текст этого документа есть в свободном сетевом доступе, каждый может с ней ознакомиться. Директива чрезвычайно жёсткая. Фактически лидеры большевиков преследовали цель ликвидации казачества «как класса». Даже сегодня события тех дней вызывают сильную эмоциональную реакцию.

Однако история – это, прежде всего, наука. Она оперирует фактами, а не эмоциями. Поэтому следует задать себе вполне уместный вопрос: были ли в полной мере воплощены положения Директивы о расказачивании в реальную жизнь? Отчасти – да. Но только отчасти, что не отменяет ответственности самых радикальных революционных деятелей за жизни и судьбы людей.

Заявленное расказачивание коснулось, в большей мере, донских земель, о чём ярко рассказал Михаил Шолохов в своём гениальном романе. Но это не делает, разумеется, менее трагичными гибель и лишения каждого отдельного казака на Кубани, на Тереке или других землях необъятной России. Как не делает менее трагичными судьбы подавляющего большинства жителей России того времени – любого сословия, национальности, вероисповедания и прочая.

Кто не пострадал в те лихие годы? Да почти все пострадали, кого ни возьми. Дворяне, крестьяне, духовенство всех конфессий, национальные меньшинства всех окраин, белые, красные, зелёные… Все они были жителями нашей страны. У каждого была своя правда и своя беда. Вот только историческая судьба общая, потому что Отечество - одно.

Трагедия казачества – неотъемлемая часть общей большой трагедии всего населения великой страны, прошедшей через ад революций и гражданских войн. И такие даты, как выход Директивы о расказачивании (24 января 1919 года) – это, прежде всего, символ. Трагический символ, требующий мудрости, взвешенности и немногословной скорби по жертвам братоубийственной войны.

Виталий Кузнецов, атаман Терского войскового казачьего общества, помощник полномочного представителя Президента РФ в СКФО:

- Решение, принятое советской властью о расказачивании и последовавшие за ним репрессии в отношении казаков, стали одной из самых трагических страниц в истории российского казачества. Память об этих тяжелых событиях до сих пор отзывается болью и горем в сердцах казаков и всех неравнодушных жителей нашей страны.

Кровавое противостояние времен Гражданской войны, когда брат вставал на брата, рушились судьбы целых поколений и радикально менялись устои общества, продолжает оставаться одной из самых сложных страниц отечественной истории.

Мы помним и чтим память наших братьев и сестер, погибших в это страшное время. Однако сегодня мы должны тонко чувствовать, что любые попытки разделить нас, используя историческую трагедию, направлены на то, чтобы ослабить российское общество и в конечном итоге ограничить наши возможности для консолидации. Это особенно актуально в условиях нарастающего внешнего давления на Россию и наступления на традиционные ценности по всему миру.

24 января в своей молитве мы вспоминаем жертв расказачивания, и мы также молимся за сильную, единую и великую Россию!

Олег Губенко, директор Фонда «Терское общество любителей казачьей старины»:

- Директива, принятая 24 января 1919 года, коснулась, в частности, верхнедонских станиц. И в отношении донских казаков был действительно очень серьёзный террор, связанный и с массовыми расстрелами, и с фактами внесудебных расправ над мирными жителями.

Вместе с тем, нельзя не заметить сегодня некую тенденцию обобщений на эту тему: 24 января становится некой абстрактной датой, связующей всех казаков в рамках тех самых событий гражданской войны. Но мне лично не нравится, когда происходит «передёргивание» фактов, и этот день называют «началом репрессий» против казачества. Я спрашиваю: «А что же было тогда в 1918 году?». Ведь 18-й год – это полный крах в стране, когда кровь лилась рекой. Но почему-то мы считаем датой начала ужасов и трагедий, в том числе и в отношении казачества, именно 24 января 1919 года. Совершенно нелогично. Условно можно сказать, что 24 января – это был апофеоз, высшая точка накала. Но называть указанную дату «началом» будет неверно. Это означает перечеркнуть все жертвы и 17-го года, и 18-го - тем более.

К тому же утверждение, что Директива коснулась всех казаков, не совсем корректно. Потому что в то время, в результате Второго Кубанского похода генерала Деникина, вся Кубань уже была в руках белых. И в январе началось наступление на Терек. Кавказская добровольческая армия во главе с бароном Врангелем за две недели «вычистила» Терек от красных. Для Терека, наоборот, это было время освобождения, так скажем, от большевистского террора. С января 19-го здесь наступило сравнительно мирное время.

Кирилл, митрополит Ставропольский и Невинномысский, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством:

- Ежегодно 24 января в России вспоминают жертв политических репрессий казачества. Более ста лет назад, 24 января 1919 года, Оргбюро ЦК РКП (б) выпустило циркулярную инструкцию за подписью Свердлова. Она вошла в историю как «директива о расказачивании», определившая политику власти по отношению к казакам — сословию, которое на протяжении нескольких столетий укрепляло воинскую славу Отечества.

Прошедший век, наполненный страшными трагедиями, должен заставить нас задуматься о причинах произошедших бед. И для многих становится очевидно, что корень всего зла – в отхождении от нравственных норм и духовная деградация. Сегодня мы должны увидеть, что стремление к светлому будущему может быть возможно исключительно через внутреннее совершенствование, через духовное возрождение и преображение, а не через насилие и дележ богатств.

Может возникнуть вопрос: а что мы можем сделать? И ответ на этот вопрос только один: обратиться к Богу с чувством смирения и покаяния. Испокон веков на Руси казачество называло себя Христовым воинством. Потому и нам сейчас надлежит с особой силой обратить свой взор на себя и спросить: живем ли мы по Евангелию, исполняем ли мы Заповеди Божии? Посещаем ли мы храм и приступаем к Таинствам?

Взирая на трагедии прошлого, мы должны объединиться для созидания настоящего и будущего. При этом мы призваны никогда не забывать об этих страшных событиях, ведь жертвы братоубийственной войны, голода, религиозных и сословных гонений ― это не безликая масса, а абсолютно конкретные люди, это наши предки, которые живут в нашей памяти, фамилии которых мы продолжаем носить и имена которых помним или должны помнить в наших молитвах.