Олег Пономарёв
Автор

Говорим «восстановление», подразумеваем рост

Об экономических перспективах СКФО в условиях преодоления пандемии

Олег Пономарёв
Автор
07.09.2020

В наших предыдущих материалах, посвящённых влиянию фактора «COVID-19» на деловую активность в регионах СКФО, были рассмотрены две данности: экономика округа на старте пандемии и в её разгаре. Сегодняшняя публикация посвящена ситуации, в которой уже видны проблески победы над опасной инфекцией. И, соответственно, влиянию указанного фактора на деловую активность в стране и округе.

Так, встретившись на днях с журналистами ведущих изданий, помощник Президента Российской Федерации Максим Орешкин заявил буквально следующее:

«Важно понимать, что у нас экстренный характер антикризисных действий - он заканчивается. Дальше - задача плавного восстановления экономики»

Чиновник пояснил, что в настоящее время ведётся активная работа по внесению изменений в нацпроекты, которые могут предполагать дополнительные действия по поддержке экономики. Он также отметил, что «…Есть целый набор мер, которые будут реализовываться. Важно понимать, что еще те меры, которые были и объявлялись летом, они продолжают действовать».

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина, 3 сентября, в ходе II съезда Ассоциации банков России, заявила о долгосрочных последствиях пандемии коронавируса для российской экономики, одновременно отметив, что банки в целом справляются с возникшими вызовами.

«Коронавирус пока продолжает влиять на нашу жизнь, и уже понятно, что он оставит долгосрочные последствия. Поменялось поведение предприятий, граждан - все это, конечно, будет влиять и на банковский бизнес... Структурные сдвиги в российской и в мировой экономике, которые возникли в результате пандемии скорее всего повлияли и на потенциал экономики. Насколько сильно - это еще только предстоит увидеть и оценить», - завершила свою мысль Набиуллина.

Приведём ещё пару важных цитат.

На стартовавшем в тот же день, 3 сентября, в Москве Столыпин-форуме представители властей и эксперты пришли к общему мнению, что второй волны COVID-19 в РФ, скорее всего, удастся избежать. Это позволит выйти на экономический рост, несмотря на предполагаемое падение ВВП по итогам 2020 года примерно на 4%.

Так, в своём выступлении на форуме вице-премьер РФ Юрий Борисов отметил:

«Есть основания полагать, специалисты по крайней мере так говорят, что мы избежим второй волны эпидемии и таких серьезных карантинных ограничений, которые парализовали, по сути дела, нашу промышленность на рубеже марта, апреля, мая…»

Эту мысль поддержал бизнес-омбудсмен Борис Титов, подчеркнув при этом, что реализация худшего сценария вынудила бы около половины российских предпринимателей завершить свою деятельность:

«Большинство предпринимателей оценивают шанс выживания своей компании в случае повторного введения режима самоизоляции в 50% и менее. И это небезосновательные опасения. Если вторая волна случится, будут опять закрытия, и это будет сложно перенести с учетом последствий первой волны…»

А теперь прокомментируем всё сказанное. В приведённых цитатах легко заметить несколько важнейших посылов. Первое: активная фаза пандемии (и, соответственно, вызванные ею ограничительные меры, которые существенно повлияли на экономику) в нашей стране близка к завершению. Второе: в условиях преодоления негативных последствий форс-мажора все структурные элементы отечественной экономики могут рассчитывать на полновесную поддержку государства, как и прежде. Третье: экономическая ситуация - в мире, в стране, в регионах – кардинально изменилась. Чтобы выжить в новых условиях, нужно к ним адаптироваться. Иного пути нет. И, наконец, то, что новые ограничительные меры в случае новой волны коронавирусной пандемии могут привести к губительным последствиям для экономики. Соответственно, такого сценария необходимо избежать любым способом. 

Вернёмся к Столыпин-форуму. Его участники пришли к единому мнению, что государственные власти во время пика пандемии оказали значительную поддержку отечественному бизнесу, в том числе - малому и среднему. Однако это уже свершившийся факт, а текущая ситуация обязывает смотреть в будущее. Как сообщил на форуме вице-премьер Юрий Борисов, краткосрочный план восстановления российской экономики на фоне пандемии коронавируса уже представлен Президенту РФ и получил его одобрение.

«Но я бы назвал это тушением пожара. Более системная, вдумчивая работа предстоит на рубеже 2022-2027 годов, когда мы должны создать условия для динамичного развития экономики в целом за счет системообразующих отраслей, чтобы обеспечить рост в целом экономики не менее 3-4% ежегодно. Вот какая задача стоит», - отметил Борисов.

Итак, стратегия и тактика действий в целом по стране понятны. Отсюда возникает резонный вопрос: как обстоят дела с восстановлением «допандемных» экономических показателей в регионах СКФО? Если коротко – региональные власти полностью находятся в рамках федерального тренда, но есть и свои позитивные особенности. Рассмотрим вопрос подробнее и приведём конкретные примеры.

 

Во-первых, имеет место весьма значимая поддержка экономики округа со стороны федерального центра. Она была существенна и в разгар пандемии, продолжается и сейчас. Так, по данным, озвученным международной аудиторско-консалтинговой сетью «ФинЭкспертиза», федеральные дотации помогли всем регионам СКФО закончить минувшее полугодие с профицитом бюджета. Приводятся следующие цифры: в Дагестане бюджетный профицит составил 11 млрд 700 млн рублей, в Чечне – 2 млрд 300 млн, в КБР – 1 млрд 600 млн рублей, в Северной Осетии – Алании – 824,5 млн рублей, на Ставрополье – 701,5 млн, в КЧР – 529,9 млн, в Ингушетии – 198,1 млн рублей.

По данным компании, регионы СКФО входят в десятку субъектов, которым предоставляется наибольшая помощь относительно собственных расходов. Даже принимая этот вывод за основу, следует осознавать важную вещь: дотирование северокавказских регионов не означает их депрессивной несостоятельности. Напротив, именно Северный Кавказ является перспективным вектором вложения государственных средств.

Аргументы в пользу этого вывода приводились много раз: идеальные условия и солидная база для развития сельского хозяйства, АПК, высокотехнологичной промышленности, туристско-рекреационного кластера; уникальные природно-климатические условия, стратегическая логистическая сеть; значительные трудовые ресурсы (как физические, так и интеллектуальные) и многое другое. Прошлые успехи округа во всех перечисленных областях хорошо известны, о них много раз сообщали СМИ. И нет объективных причин сомневаться в восстановлении былых показателей, особенно в сфере туризма, в секторе АПК и пищевой промышленности.

Но и не только в них: так, Кабардино-Балкария по итогам января-мая 2020 года, согласно рейтингу РИА Новости, заняла третье место в России по росту промышленного производства (+21% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). Пятое место - у Северной Осетии (+15,9%), седьмое – у Ингушетии (+ 11,8%), одиннадцатое - у Чеченской Республики (+7,8%), четырнадцатое - у Дагестана (+7,5%).

Кстати, о туристических перспективах: Федеральное агентство по туризму в настоящее время запускает совершенно новую меру поддержки предпринимательских инициатив в сфере внутреннего туризма. 27 августа премьер РФ Михаил Мишустин объявил о выделении ведомству субсидии в размере 1,2 млрд рублей на реализацию этой инициативы.

Ростуризм будет софинансировать проекты, которые предполагают нестандартные подходы к формированию турпродукта и внедряют инновационные решения в отрасли. В частности, поддержку получат проекты в сфере экотуризма, которые связаны с созданием некапитальных средств размещения, позволяющих комфортно и недорого отдыхать на природе. Имеются в виду современные кемпинги, модульные отели и так далее.

Помимо этого, гранты будут выделяться на разработку новых туристских маршрутов и благоустройство существующих, включая маркировку, навигацию, обеспечение безопасности, организацию выделенных зон отдыха и др. Гранты планируется предоставить и на создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья на объектах размещения или туристического показа, а также пляжах.

А теперь зададимся вопросом: кому, как не Северному Кавказу, с его уникальными горами, целебными минеральными источниками, «золотыми» каспийскими пляжами и множеством других уникальных природных, исторических, этнографических достопримечательностей быть лидером в данном направлении?

Руководитель Ростуризма Зарина Догузова заметила по этому поводу: «Впервые в истории российского туризма предприниматели, которые создают новые современные туристические продукты и решения, получат прямую поддержку от государства. По сути, мы говорим о поддержке стартапов в туризме, которые помогут в ближайшие годы изменить облик российского туризма – сделать его доступнее, интереснее и разнообразнее. Конкурс будет объявлен в сентябре этого года».  

 

Во-вторых, несмотря на то, что в целом по стране отмечен спад инвестиционной активности, вызванный распространением коронавирусной инфекции, в регионах СКФО наблюдается заметное оживление. Так, например, правительством Ставрополья за первое полугодие 2020 года было заключено три с половиной десятка соглашений с инвесторами о реализации проектов, общая стоимость которых превышает 90 млрд рублей. Бизнесу, который хочет вложиться в ставропольскую экономику, предлагается обширный пакет льгот: от снижения ставки налога на прибыль до предоставления госгарантий и сопровождения инвестиционных проектов в режиме «одного окна».

По сведениям «Эксперт-Юг», и остальные регионы округа с начала года продолжают наращивать свои инвестиционные портфели. Речь идёт о десятках миллиардов рублей по каждому субъекту СКФО и десятках инвестпроектов – как долгостроев, так и совсем новых. При этом издание не считает первые из них неосуществимыми - они ведь продолжают воплощаться в жизнь, работы ведутся, и сколько-нибудь серьёзных сомнений в том, что они так или иначе будут закончены, не возникает.

Озвучивается также мнение о том, что снижение зависимости от крупных проектов, диверсификация инвестпортфеля СКФО - это хорошая тенденция, свидетельствующая об оздоровлении инвестиционного процесса. Оценка, прямо скажем, достаточно оптимистичная. Ну а как ситуация будет развиваться в дальнейшем… Поживём - увидим.

Да, действительно, ограничения из-за пандемии коронавируса стали огромным испытанием для отечественной экономики, в том числе и для северокавказских регионов. И это было бы глупо отрицать. Но значительные усилия по её восстановлению в СКФО трудно не заметить. Тем более, что подкреплены они мощной государственной поддержкой.

 

Анна Савцоваи.о. заместителя директора по научной работе института экономики и управления, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита СКФУ:

- В условиях окончания пандемии всем регионам и отраслям экономики сложно развиваться. Экономика регионов СКФО – не исключение. Здесь следует отметить, что более динамично будет развиваться туризм, агробизнес и сельское хозяйство, а также IT-технологии. Это связано с тем, что готовится пакет инвестиционных проектов на эти отрасли. Причем, курс будет смещен от локальных инвестиций в сторону межрегиональных.

Отдельно остановлюсь на развитии санаторно-курортного комплекса региона Кавказские Минеральные Воды после пандемии. На федеральном уровне, к сожалению, отсутствуют механизмы предоставления государственной поддержки данной отрасли. В связи с этим необходимо разработать и предусмотреть следующие меры государственной поддержки:

- привлечение санаторно-курортными организациями кредитов на модернизацию и улучшение материально-технической базы своих объектов, которая может быть обеспечена снижением стоимости кредитных ресурсов путем субсидирования процентной ставки по долгосрочным кредитам в размере ниже ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;

- субсидирование части затрат, понесенных санаторно-курортными организациями, расположенными в регионе Кавказские Минеральные Воды, на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и приобретение оборудования для оказания санаторно-курортных услуг;

- софинансирование мероприятий по реконструкции, модернизации, строительству современной коммунальной и транспортной инфраструктуры.

В целях дальнейшего развития экономики региона в условиях прекращения пандемии необходимо усилить работу по привлечению как новых производств, так и передовых технологий, совершенно нового качества менеджмента. Нужна также комплексная поддержка инвестиционных проектов на протяжении всех этапов реализации.

Однако весь мир сегодня переживает трудности в целом в экономике. Кто пострадал больше – это сложный вопрос. Что нужно для выхода из кризиса - новые технологии, трудовые ресурсы или менеджмент - думаю, покажет время.