Кирилл Полунин
Автор

Коронавирус под рыночным соусом

Какую новую экономическую реальность на Северном Кавказе создаёт опасная инфекция?

Кирилл Полунин
Автор
12.03.2020

НОВОЕ ВРЕМЯ – НОВЫЕ УГРОЗЫ 

По мнению многих авторитетных экспертов, как в России, так и за рубежом, стремительное расползание коронавируса COVID-19 по планете – это не просто угроза, в той или иной степени опасная для здоровья человечества. Это тот фактор, который вообще меняет правила мировой игры – в социальном, политическом, экономическом ракурсах.

Более того, некоторые медийные лица называют коронавирусную инфекцию началом конца эпохи глобализации. Такую точку зрения впервые высказали в конце февраля немецкие экономисты Марк Фридрихфон и Маттиас Вайк. Они аргументировали её значительными экономическими и логистическими последствиями от потенциального введения всемирного карантина. И этот карантин уже начинает внедряться большинством стран.

Существующую проблему хорошо понимают не только во всём мире, но и в нашей стране. Так, 6 марта стало известно, что премьер Михаил Мишустин подписал постановление о создании профильной комиссии по повышению устойчивости экономики от влияния коронавируса. Эти действия понятны и содержат обширную аргументацию. Однако мы поговорим не о планетарныхили федеральных трендах, а о влиянии новой экономической реальности, вызванной COVID-19, на повседневную жизнь регионов Северо-Кавказского федерального округа.

Прогнозы – штука неблагодарная. Но попробуем порассуждать на эту тему с единственной целью: приобрести хотя бы приблизительное понимание происходящих событий и их возможных последствий – для себя, своих коллег и знакомых, родных и близких.

 

ВСЁ РЯДОМ

Разумеется, макрорегион, включающий в себя субъекты СКФО, является частью единого целого, огромной державы по имени Россия - одного из главных игроков на мировой арене. Наш федеральный округ прочно и комплексно интегрирован в эту систему – политически, экономически, социально, культурно, административно, логистически и так далее. Но он ещё является особой территорией, которая имеет свою уникальную специфику. Об этом и поговорим.

Во-первых, СКФО – пограничный макрорегион. Северо-Кавказский округ имеет границы по суше с Абхазией, Азербайджаном, Грузией, Южной Осетией. Прибрежными акваториями Каспийского моря владеют такие государства, как Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркмения.

На северо-западе СКФО граничит с Южным федеральным округом Российской Федерации. Про соотечественников говорить не будем, коснёмся зарубежья.

В соседней маленькой Грузии, куда из России (и обратно) сейчас можно попасть единственным легальным способом – через КПП Верхний Ларс в Северной Осетии – Алании, дела с коронавирусом так себе. К вечеру 10 марта коронавирусная инфекция выявлена у 23 граждан Грузии (за сутки количество заболевших увеличилось на 8 человек), 46 человек находятся в больницах под наблюдением врачей, а 178 – в карантине, ещё 1108 человек получили рекомендации о самоизоляции.

В Азербайджане, с которым у нас граница находится в Дагестане, дела чуть лучше (13 больных на 10 марта). При этом подавляющее число заболевших подхватили инфекцию в Иране. В соседней Армении, куда наши сограждане ездят через Грузию, 4 заболели. У чуть более отдалённой страны, Турции, которую так облюбовали наши туристы, 11 марта тоже появился первый заболевший.

Что касается ещё одного соседа, Ирана – тут просто беда. Более 9 тысяч больных, около 400 умерших (данные меняются каждый час, поэтому цифры достаточно условны).

В Казахстане, Туркмении, Южной Осетии и Абхазии опасной инфекции вроде бы пока нет. И слава Богу.

Может ли теоретически через ближайшие страны смертельный вирус массово попадать на Северный Кавказ? Да, может. Теоретически. Практически для этого прямых предпосылок нет. Эффективно работает пограничный контроль. Таможенный и санитарный режим можно, в случае необходимости, ужесточить. Но пока, как заявляют власти, этого не требуется. Сейчас наибольшую опасность вызывают поездки совсем в другие страны. Такие, например, как Италия. Но это уже совершенно другая тема для разговора.

 

УДОБНЫЙ ТРАНЗИТ 

Теперь о второй особенности нашего округа. Логистика. Здесь до всего рукой подать. И система транспортных коммуникаций, как сухопутных и авиационных, так и морских, работает очень эффективно. К слову, Махачкалинский морской порт Дагестана - единственный незамерзающий морской порт России, у которого имеются огромные перспективы развития.

Для наглядности приведём совершенно посторонний пример. Есть на Синайском полуострове в Египте небольшой курортный городок Таба. Выглянув вечером из окошка своего номера в отеле, там можно увидеть огни сразу четырёх стран – Израиля, Палестины, Иордании, Саудовской Аравии (последние две через залив Акаба), при этом находясь в пятой стране, Египте. Такое вот уникальное расположение, на стыке границ.

Так вот Северный Кавказ на данном участке земной суши – это своеобразная Таба. И, нет, наверное, нужды пояснять, какие транспортные возможности подобное геополитическое расположение создаёт с учётом российского инженерного потенциала дорожного строительства (вспомним хотя бы Крымский мост).

Это хорошо, что есть такой логистический потенциал и разветвлённая система транспортных сообщений. Только кому она нужна, если весь мир закроется на продолжительный глобальный карантин? Ответ прост: нам самим.

Россия – большая страна. А Кавказ легко может на какое-то время выполнять роль загородной дачи национального масштаба. Со своим огородом и зоной для релаксации. Но об этом чуть позже.

 

КОМУ И С КЕМ ТОРГОВАТЬ ВЫГОДНО?  

Ответим на этот условный вопрос сразу и однозначно: выгодно всем. Торговля – это вообще взаимно полезный процесс. Но если вмешивается такой фактор, как COVID-19, то вопросы национальной безопасности становятся довлеющими, и торговля приносится в жертву более важным вещам.

Предположим, границы закрыты. Выживем ли мы, условно говоря, без азербайджанских помидоров, грузинских вин и барьера для нашего экспорта? Да не вопрос!

Выживут ли наши партнёры без взаимных поставок? Вполне, с разной степенью убыточности. Но бесспорно, что торговать с нашей страной намного выгоднее именно другим странам, чем нам самим. И это - если говорить исключительноо прямых поставках, а не о транзите грузов.

Что же касается транзита, то достаточно изучить данные экспорта-импорта по СКФО - как по количественным показателям, так и по содержанию. Об этом мы подробно рассказывали в материале «Кавказ кормит не только Россию», опубликованном на нашем портале 28 февраля. Напомним один из очевидных выводов: с Россией торговать выгодно при любых раскладах.

Всё рано или поздно заканчивается, даже самое плохое. Коронавирус тоже не вечен. Уже к концу года учёные обещают найти эффективную вакцину против болезни. Однако это не значит, что нужно сидеть сложа руки и ждать этого светлого часа. Необходимо развивать имеющийся потенциал в понятном направлении: совершенствовании условий для будущего увеличения товарооборота с сопредельными странами.Что, собственно, сегодня и делается. И будем надеяться, карантинные мероприятия рано или поздно потеряют актуальность.

Необходимо учитывать, что транспортная инфраструктура, в отличие от инфекции, никуда не исчезнет. А если дороги будут качественными и современными – тем более. Как и поля, сады, здравницы, лыжные трассы, минеральные источники, тучные сада, экологические продукты, чистейшая вода и горный воздух. И выгодное местоположение «кавказской Табы» с нами тоже навсегда.

 

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ НЕ В РИМ

Жуткие кадры можно сегодня видеть в новостной хронике из Италии. Страна, которая во многом жила за счёт туризма, буквально опустела. Одинокие прохожие на площади перед собором Святого Петра, пустые кафе и рестораны… Закрыты школы и университеты, запрещено проводить свадьбы и похороны, не работают кинотеатры, театры и музеи… Передвижения по Италии разрешены только по работе, для лечения или в случае возникновения у людей серьезных обстоятельств, при которых они не могут отменить свои неотложные планы.

Нет, это не полный крах. Но потери, как экономические, так и имиджевые (не говоря уж о безвозвратных человеческих) колоссальны. По состоянию на 11 марта здесь больны уже 12,5 тыс. человек, скончались 827.

Серьёзная ситуация на 11 марта – в Испании (2124 больных, 49 умерших), Франции (1784\33), Германии (1622\3), Швейцарии (642\3), Нидерландах (503\5) скандинавских странах, других государствах Европы. К сожалению, число жертв продолжает расти. Статистика меняется с угрожающей скоростью.

Пожелаем всем европейцам успешно справиться с этой бедой. Но попутно зададимся вопросом: а где же отдыхать россиянам, куда ездить в условиях такой обстановки? Разумеется, и без коронавируса далеко не каждый россиянин может материально «потянуть» поездку в Европу. Но это не мешает развивать собственную туристическую инфраструктуру, чтобы наши соотечественники могли комфортно, интересно и полезно отдыхать в России. Северный Кавказ в этом смысле весьма преуспел.

О курортах СКФО говорилось в том числе на страницах портала «Кавказ Сегодня» много и подробно. Добавим лишь, что ситуация «закрытых дверей», которая складывается в настоящее время в мире – пусть и печальный, но повод более интенсивно развивать внутренний туризм. А там и COVID-19 будет побеждён, и границы откроются, и зарубежные гости к нам подтянутся.

Вывод очевиден: беда – бедой, а жить и работать надо. Чем лучше будем работать – тем лучше будем жить. Коронавирус явление временное.

 

МНЕНИЯ

 

Александр Колядин, заведующий кафедрой экономики, менеджмента и финансов Пятигорского государственного университета, доктор экономических наук, профессор:

- Действительно, пандемия коронавирусной инфекции стала определенным вызовом мировой экономике в 2020 году. Она подтвердила высочайшую степень взаимосвязи национальных экономик в мировой системе хозяйства в 21 веке и, соответственно, существенную их уязвимость от так называемых внеэкономических факторов, оказывающих трансграничное международное влияние.

Особым обстоятельством нынешней ситуации стало то, что очагом возникновения и распространения коронавирусной инфекции явился Китай - страна со второй по масштабам экономикой в мире и с самым многочисленным международно мобильным населением. Поэтому наибольшие потери понесли такие сферы мировой экономики, как финансы и инвестиции, внешняя торговля, туризм и пассажирские перевозки.

Что касается экономики Северо-Кавказского макрорегиона в границах СКФО, то здесь мы можем отмечать не прямое, а лишь косвенное негативное влияние ситуации с коронавирусом. На территории округа нет крупных финансовых институтов, которые могли бы понести потери от инвестиций.Товарооборот с Китаем, Италией, Ираном, как странами с эпидемически сложными обстановками, хотя и является существенным для макрорегиона (по данным за 2019 год это в совокупности около 300 млн. долларов США), но он вряд ли резко сократится по итогам всего календарного года. Потоки студентов, командированных и туристов из этих стран в регионы СКФО, также не велики.

С другой стороны, макрорегион может извлечь из данной ситуации выгоду – за счет перенаправления туристического потока на курорты Северного Кавказа, что станет компенсацией части неизбежных потерь.

Таким образом, не следует преувеличивать влияние коронавирусного фактора на социально-экономическое развитие СКФО, но не считаться с ним мы также не можем.

 

Расул Ибрагимов, министр по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан:

- Согласно статистическим данным, ежегодный прирост числа туристов составляет порядка 20% — этот прирост является естественным, несмотря на иные факторы. Однако ситуация с распространением коронавирусной инфекции, безусловно, повлияет на планы наших соотечественников отдохнуть за границей. Наверняка многие из них в качестве альтернативы выберут отдых на российских курортах. В этой связи Минтуризм Дагестана, конечно, ожидает увеличение турпотока…

Как обычно, для туристов в Дагестане существует значительный выбор для отдыха — это и пляжный отдых, и лечение в санаториях республики, отдых в горах. Увеличивается и количество туристических маршрутов, которые охватывают всю республику…

 

Джамбулат Умаров, министр Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации:

- Лучше места для отдыха, чем Кавказ и в частности Чеченская республика, вы не сыщете. Приезжайте! Коронавирус никогда не приживётся на Северном Кавказе и в Чечне…

Приезжайте, дорогие наши русские, удмуртские, татарские, чувашские братья, мы вас обнимем крепко, тепло примем, сядем за одним большим круглым столом и будем кушать наше альпийское мясо. Такой аромат вы с собой унесёте после нашей черемши, что мама не горюй, от вас коронавирус будет бежать с ракетной скоростью...

Речь не идёт даже о том, что мы должны поддерживать друг друга, посещая курорты друг друга. У нас в Чеченской республике девственная природа, нетронутая. Люди, которые здесь бывают, они потом постоянно приезжают сюда…