Молодые люди регионов СКФО подвергаются мощному идеологическому воздействию со стороны радикальных течений. Для достижения своих целей преступники используют самые современные технологии и механизмы убеждения. Что мы можем им противопоставить? Руководство округа проводит комплексную работу по противодействию экстремизму и терроризму на территории СКФО. В рамках этой деятельности северокавказское общество – представители госучреждений, ректоры вузов, ученые, педагоги, эксперты, представители духовенства – объединяется для того, чтобы выработать единую стратегию по борьбе с распространением ложной идеологии среди молодежи.
Март ознаменовался проведением на территории Северо-Кавказского федерального округа сразу нескольких важных общественно-политических мероприятий. 24 марта в Нальчике прошло расширенное заседание Общественного совета СКФО, 28 марта в Пятигорске состоялось заседание Совета ректоров вузов СКФО, а 29 марта в столице округа прошло заседание Совета при полномочном представителе Президента РФ в СКФО с участием министра образования РФ Дмитрия Ливанова. Три мероприятия объединила одна тема – противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Проблема эта для Северного Кавказа не новая, однако, к сожалению, она не только не теряет со временем своей актуальности, но и становится все более злободневной в современных условиях.
В формировании правильного гражданского мировоззрения человека, помимо семьи, участвует религия и образовательные учреждения, множество других различных факторов. Если коротко обозначить суть прошедших мартовских заседаний, можно сказать, что проблема противодействия экстремизму и терроризму была рассмотрена в трех основных направлениях – религиозное воспитание, организация образовательного процесса и содержание гуманитарных учебных дисциплин, преподаваемых в школах и вузах.
Подмена понятий – подмена идеологии
Ранее наш портал уже подробно писал о заседании Общественного совета СКФО. Обозначим некоторые его итоги, которые полпред Сергей Меликов озвучил на Совете ректоров. Основной темой Совета стали вопросы межрелигиозных отношений и межконфессионального диалога, но участники встречи не могли не поднять проблему противодействия радикализации религии и проблематики духовного образования.
Как рассказал Меликов, большинство участников обсуждения согласились, что усвоение ложных истин происходит посредством религиозного воспитания и религиозного образования. Сейчас в регионах Северного Кавказа действует огромное количество не контролируемых ни официальными духовными организациями, ни органами государственной власти «кустарных» религиозных учреждений. В некоторых таких организациях подмена понятий происходит в силу чьих-то заблуждений, а где-то это делается целенаправленно, для формирования у молодых людей ложных ценностей.
Не менее пристального внимания требует адекватная реализация духовного образования в средней школе. В частности, речь идет о таком предмете, как основа религиозной культуры и светской этики. Он по-разному оценивается экспертами и простыми людьми, однако, по мнению Меликова, этот предмет должен присутствовать в образовательном процессе.
Эти непростые вопросы требуют внимательного изучения религиозного и научного сообщества. Для этого по итогам заседания было принято решение о создании координационного совещания по делам религии при Общественном совете СКФО.
Прививка от экстремизма
Многие вопросы, поднятые на заседании Общественного совета СКФО, имеют непосредственное отношение к противодействию экстремистской деятельности в высших учебных заведениях.
Как отметил Сергей Меликов на встрече с ректорами вузов СКФО, деятельность Совета всегда находится в поле зрения аппарата полномочного представителя президента в СКФО и многие вопросы, которые обсуждаются на заседаниях, впоследствии реализуются совместно с полпредством.
«Сфера образования очень важна и является одной из составляющих безопасности Северного Кавказа и в целом государства, особенно в нынешних условиях, когда противодействие идеологии, чуждой нам, рассматривается как один из основных этапов обеспечения безопасности», – подчеркнул на заседании Меликов.
Студенты – самая уязвимая к восприятию экстремистской идеологии группа. Достаточно взрослые, чтобы совершить преступление, но недостаточно зрелые, чтобы осознать, что они лишь игрушки в руках манипуляторов, молодые люди являются целью террористов в борьбе за умы. Приехавшие на учебу в другой город или регион, ребята остаются без родительского присмотра, и единственным местом, где они могут получить правильные жизненные ориентиры, становится вуз.
Именно поэтому работа по противодействию идеологии экстремизма и терроризма стала одним из главных компонентов деятельности вузов на Северном Кавказе. О конкретных задачах, стоящих перед Советом ректоров вузов округа и перед каждым учебным заведением в отдельности, рассказал председатель Совета, ректор ПГЛУ Александр Горбунов. В начале своего выступления ректор отметил, что аппарат полпреда всегда уделяет большое внимание работе Совета и, в частности, вопросам борьбы с экстремистской и террористической идеологией.
«Почему так успешно работает Совет ректоров вузов? Да потому, что мы работаем в таком плотном контакте, прежде всего с руководством нашего округа, получаем поддержку и помощь. Вместе нам необходимо сформировать особые компетенции у выпускников вузов, обеспечивающие их способность и готовность к непосредственному противодействию вызовам экстремизма и терроризма, вооружить их специализированными социогуманитарными технологиями в данной сфере, а в вузах в целом создать институциональную среду противостояния экстремистской идеологии, идеологии агрессии, вражды, насилия», – сказал Александр Горбунов.
В постановлении, принятом по итогам заседания Совета ректоров вузов СКФО, отмечены основные цели и задачи, которые необходимо в короткие сроки начать реализовывать в вузах для обеспечения антитеррористической защищенности. Среди них – определение круга основных учебных дисциплин, в которые будут включены разделы и темы по антиэкстремистской и антитеррористической проблематике. Во многих учебных заведениях такая работа ведется весьма активно. Например, как рассказала на заседании ректор Северо-Кавказского федерального университета Алина Левитская, в учебном плане вуза содержится 79 курсов междисциплинарного образовательного модуля по противодействию экстремизму и терроризму. В этом году модуль будет дополнен еще 11 курсами, среди которых «Основы противодействия терроризму», «Идеологическое противостояние» и др.
Большое внимание необходимо уделить внеаудиторной работе – проведению семинаров, конференций, организации полноценного досуга студентов. Молодых людей нужно обучать конструктивному диалогу с учетом социальных, этнокультурных особенностей. Как подчеркнул Александр Горбунов, при воздействии на молодежь необходимо использовать всю совокупность факторов – нормы светской морали, законов, обычаи и традиции народа, семьи, религиозные нормы.
Одна из проблем, возникающих перед вузами при обеспечении антитеррористической защищенности, – недостаток средств. Установка современных пропускных систем, видеонаблюдения и проведение других мероприятий требует колоссальных затрат. Участникам Совета было рекомендовано обратиться к учредителям вузов с просьбой о выделении дополнительного финансирования на эти цели, но лишь под реально разработанные и утвержденные планы.
История одна – версий много
Не менее значимым аспектом в работе по противодействию экстремизму является то, в каких условиях обучаются школьники и студенты и что именно они изучают. На заседании Совета при полпреде были всесторонне рассмотрены материально-бытовые условия деятельности образовательных организаций, а также содержательная составляющая учебного процесса.
Одной из важных проблем образования на Северном Кавказе является низкое качество преподавания русского языка. Прежде всего, об этом свидетельствует уровень знаний самих обучающихся. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов отметил, что одной из причин неудовлетворительных результатов ЕГЭ по другим предметам является незнание русского языка. Проще говоря, многие школьники не могут выполнить задание только потому, что не понимают, о чем говорится в его условии.
Проблема здесь не только в том, что плохое владение русским языком среди жителей республик влияет на успеваемость, – прежде всего, это серьезная угроза национальной идентичности граждан России.
Еще одна интересная проблема, поднятая на заседании, – содержание школьных учебников по истории. Как рассказал директор Института российской истории РАН Юрий Петров, эта тема действительно заслуживает пристального внимания, так как история – это важнейшая наука, формирующая граждан своей страны. По словам Петрова, в последнее время есть немало угроз в этой сфере. Об этом говорит хотя бы тот факт, что только в двух странах СНГ – Белоруссии и Армении – в школьных учебниках рассказывается о проживании с Россией в составе одной страны без упоминания терминов «оккупация» и «геноцид». Нетрудно представить, под каким углом эта тема подается в остальных государствах.
Однако что удивляться разнообразию исторических трактовок в разных странах, когда даже внутри России преподавание истории ведется по разным и часто противоречащим друг другу учебникам. Эта проблема активно обсуждалась еще в 2013 году, когда Владимир Путин предложил разработать концепцию единого учебника истории.
«Опыт работы над единым учебником показал, что у нас довольно пестрый состав учебной литературы в стране, – рассказал Юрий Петров. – На федеральном уровне мы, я считаю, достаточно успешно справились с этой задачей – есть три линейки единого учебника для страны. Но, помимо концепции общего учебника, у нас всегда оставалось ощущение, что есть другой пласт литературы, так называемые региональные учебники, на которые мы не имеем мер воздействия. При этом есть очевидный факт, что там трактовка исторических событий буквально противоречит тому, что содержится в федеральных учебниках».
В связи с этим появилась необходимость проанализировать содержание региональных учебников по истории. На Северном Кавказе этой проблемой занялся Центр современной кавказской политики, который работает в тесном сотрудничестве с аппаратом полпреда. Директор Центра этнополитических исследований ПГЛУ Майя Аствацатурова рассказала на заседании о пилотном проекте ЦСКП «Кавказ» по изучению текстов некоторых учебников. Как отметила Аствацатурова, у специалистов не было задачи уличить авторов в некомпетентности, найти ошибки. Цель проделанной работы – выделить проблемно-тематические ниши, которые могут затруднять формирование российского патриотизма.
«Был проведен обзор текстов учебных пособий и учебников некоторых наших субъектов – в целом учебная литература по истории не настраивает студенчество и школьников на национализм, на этноцентризм, на агрессию. Но вместе с тем понятно, что в учебной литературе необходимо больше отражать совместную деятельность народов, факты их дружбы, факты их взаимопомощи, роль России, роль русского народа, и может быть не акцентировать внимание на тяжелых ситуациях и сюжетах, которые есть в истории любого государства. Второй момент – при написании истории какого-то субъекта или какого-то народа нужно более активно показывать роль других народов, которые также проживают на этой территории и внесли свой вклад в ее развитие. Акцентировать внимание на совместных победах, все это гуманизировать, чтобы пропагандировать в учебной литературе идеи единства, идеи консолидации и идеи того, что российская государственность, суверенитет нашей страны, который выстрадан и который защищают все народы России, – это наша высшая ценность», – сказала Майя Аствацатурова.
Вопросы фальсификации истории – это вопросы национальной безопасности государства, именно поэтому они требуют тщательного изучения и проработки. По итогам заседания было предложено создать в рамках Совета экспертно-рецензионную комиссию из историков, политологов, общественных деятелей, которая может стать площадкой обсуждения острых исторических проблем. Как подчеркнула Майя Аствацатурова, эта комиссия ни в коем случае не должна исполнять роль цензурного органа, она будет площадкой для поиска взаимных компромиссов.
Рассказать обо всех темах, затронутых на этих важнейших по своему масштабу заседаниях, в одном тексте невозможно. Суть всех прошедших мероприятий состояла во всестороннем анализе целого комплекса вопросов. Однако решение всех этих разных проблем подчинено одной цели – воспитание достойного, образованного, твердого духом гражданина своей страны. Итогом каждого заседания стало принятие ряда серьезных решений, которые в скором времени превратятся в конкретную планомерную работу.