Бока Улемов
Автор

«Сирийские возвращенцы»: адаптация к мирной жизни

Бока Улемов
Автор
13.12.2016

Процент выходцев из Ингушетии, которые воюют в Сирии на стороне ИГИЛ (террористическая организация запрещенная в РФ), в сравнении с общим числом жителей Северного Кавказа, примкнувшим к боевикам, по цифровым показателям незначителен. Однако это проблема остается крайне чувствительной и важной во всех регионах СКФО, для развития которых необходимы мир, стабильность и инвестиции. Она остается сложной независимо от числа  тех, кто переступил закон, отравившись  воевать  на Ближний Восток…

По словам главы республики Ингушетия Юнус-Бека Евкурова, есть разная информация о тех, кто уехал из Ингушетии в сторону Дамаска. Речь может идти, приблизительно о  сотне человек. В то время, как  по данным различных российских и международных источников, в Сирии находятся более двух тысяч выходцев с Северного Кавказа. При этом часть их них относится к северокавказским диаспорам, проживающим  в Европе. Разумеется, каждый регион Северного Кавказа ставит сегодня задачу минимизировать  доступ своей молодежи в зону сирийского конфликта. Процесс социализации личности всюду отличается своей спецификой.

Побывав в зоне военных действий, молодые люди приобретают знания разрушительного характера. Понятное дело, их возвращение в регионы Российской Федерации несет в себе большую опасность. Те не менее сохраняется вариант, склонить такого человека к отказу от противоправной деятельности, понять бесперспективность и пагубность участия в НВФ.

Идеологи ИГИЛ (организация запрещена в РФ) вербуют молодежь, для участия войне всех со всеми, не упоминая о том, что погибшие в Сирии  люди фактически  никому не нужны. Многие трупы остаются лежать без захоронения, родственники так и остаются в неведении, где и каким  образом завершил свой земной путь их сын или брат. Для жителей Ингушетии, которые везут покойника даже из Америки для захоронения на родовом кладбище, мысль об этом особенно тягостна.

В Ингушетии не первый год работает адаптационная комиссия, чья главная задача – возвращение к мирной, основанной на уважении к законам Российской Федерации, жизни лиц примкнувших к незаконным военным формированиям. Естественно, особое внимание уделяется тем, кто возвращается в республику, побывав на территории боевых действий.

Осенью 2016 года руководитель республики  встречался  с родственниками тех, кто уехал в Сирию для участия в боевых действиях.  Было отмечено, насколько важно не допустить в сознании людей цепной реакции  «брат за брата, жена за мужа».  Ингушские власти заявили о готовности оказать любое содействие тем, кто раскаялся и решил вернуться домой. Родителям  боевиков объяснили, что никто не собирается пытать или убивать их детей. Надо просто отказаться от преступных замыслов и рассчитывать на  смягчение наказания, предусмотреного действующим законодательством.

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров:

«Мы прорабатываем вопрос  как их вытащить. Но при этом действовать в этом направлении в республике будут только в рамках закона. Если эти ребята дают показания, раскаиваются в содеянном  - им потом могут быть предложены разные варианты. В том числе и необходимая адаптация».

 

 

На текущий момент  Комиссия по адаптации бывших членов НВФ сумела вернуть к мирной жизни четырех молодых людей из так называемого «сирийского списка». В настоящее время они  живут среди своих родственников, трудятся подобно остальным обычным гражданам.

В рамках указанных мероприятий ставится задача сохранить жизнь и  тем, кто задержан за участие в преступной группе. Так было во время недавнего задержания сотрудниками ФСБ России пятерых человек готовивших теракты в Москве и в Ингушетии, по данным следствия  связанных с запрещенной в России террористической организации ИГИЛ.  Юнус-Бек Евкуров провел соответствующую  беседу с родственниками задержанных, чтобы они убедили указанных лиц сделать чистосердечное признание, подписать досудебное соглашение.

По данным Совета безопасности Республики Ингушетия, за последние два года следственным подразделениями республики в отношении граждан подозреваемых в участии  в международных террористических организациях в Сирии возбуждено 106 уголовных дел - речь идет о прохождении обучения в целях осуществления террористической деятельности, а также организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем.

За цифрой или «удобным  показателями» в данном вопросе никто не гонится – это исключено. Статистика здесь имеет относительные границы. Вопрос предельно серьезный, связан с безопасностью нашей страны. Любой аспект этой работы  требует взвешенного, профессионального подхода. 

Профилактика экстремизма и терроризма сегодня в Ингушетии идет не сверху, как может показаться. В значительной степени она идет снизу, на местах. Действуют соответствующие муниципальные программы. Органами местного самоуправления с лицами из категории риска (вдовы, родственники членов бандподполья, лица отбывшие наказание за преступления террористического характера и т.д.) а также с тренерами и воспитанниками спортивных секций, студентами ВУЗов и СУЗов проводятся  беседы, профилактические мероприятия.

Разумеется, в полной мере используется резерв местных СМИ – ТВ, радио, газеты, интернет-ресурс. В печатных СМИ это сотни материалов антиэкстремистской и антитеррористической направленности. В 2016 году только она телеканалах и радио Ингушетии вышло более 300 передач по данной тематике.

Именно благодаря такой системной  работе становится возможным возвращение к мирной деятельности того, кто шагнул на преступный путь, но еще не успел совершить  тяжких преступлений. В  декабре текущего года удалось склонить к явке с повинной еще одного  человека – жителя с.п. Пседах Малгобекского района, который являлся пособником террористического подполья. Вопрос содействия этому жителю республики в адаптации к мирной жизни, в связи с тем, что он решил прекратить террористическую деятельность, будет рассмотрен на заседании адаптационной комиссии до конца 2016 года.

Пресс-служба районной администрации:

«Молодой человек, ему 31 год,  сделал обращение в адаптационную  комиссию. Он  заявил, что его ввели в заблуждение, осознал всю опасность и пагубность своих действий, и попросил ходатайствовать перед правоохранительными органами о смягчении меры наказания» - прокомментировали эту ситуацию в пресс-службе районной администрации.

 

 

Работа по адаптации лиц вернувшихся из Сирии, равно как и всех отказавшихся от участия в НВФ, имеет особенности. Это не публичная сфера деятельности, здесь многое зависит от отца и матери, родных и близких молодого человека, постоянного контроля со стороны правоохранительных органов, духовных и нравственных прививок, осуществляемых теми, кто искренне хочет вернуть его к мирной жизни.

Разумеется, власти, на всех уровнях, при необходимости подобной категории молодых людей помогут с работой, переездом, освоением специальности и т. д. Все это в рамках позитивной социализации личности.

Эти люди в зоне особого внимания. У них есть шанс никогда не повторять  подобных ошибок, обзавестись семьей, строить и учиться, любить, обретать благополучие. Одним словом жить, как живут миллионы их земляков и соотечественников.