Конец прошедшей недели, для четырех республик СКФО – Ингушетии, Дагестана, Чечни и Кабардино-Балкарии стал напряженным и кровопролитным. От рук боевиков погибли и были ранены сотрудники силовых ведомств.
В результате проведенных спецподразделениями операций, экстремисты были уничтожены. Их личности выясняются. Остается вопрос: насколько случайными оказались эти, почти одновременные, атаки террористов и не скрывается ли за нападениями тенденция к активизации бандподполья?
От «рядового» до «генерала»
Для тех, кто следит за событиями на Северном Кавказе, еще свежа в памяти контртеррористическая операция, проходившая 10 ноября прошлого года в столице Кабардино-Балкарии - Нальчике. Тогда, силовикам удалось, ликвидировать главаря местного бандподполья Роберта Занкишиева по прозвищу Абдуллах. Операция длилась пять часов. Находившийся в федеральном розыске за преступления террористической направленности Занкишиев был убит в ходе штурма квартиры, где он укрывался со своей женой.
О Роберте Занкишиеве, уроженце Нальчика, впервые заговорили в феврале 2013 года после дерзкого вооруженного нападения на наряд ДПС УГИБДД МВД по КБР, в результате которого был убит старший лейтенант полиции инспектор ГИБДД Замир Гаужаев. Задержать нападавших не удалось, преступники скрылись с места происшествия.
За два с половиной года Занкишиев прошел путь от рядового исполнителя преступлений в отношении сотрудников правоохранительных органов до организатора и главаря республиканского бандподполья. Им были организованы убийства прокурорских работников и сотрудников органов внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики в 2014-2015 годах. Им же в июле этого года было организовано и совершено на глазах у 10-летнего сына убийство сотрудника республиканской прокуратуры. Ко всему этому, во всеуслышание Занкишиев заявил о себе в записанном видеоролике, в котором боевик со своими приближенными присягнул на верность запрещенной в России международной террористической группировке «ИГИЛ»…
Как связаны дела минувшие с сегодняшним днем? Пожалуй, прежде всего тем, что преступления совершены, как под копирку: все они имели своей целью намеренное и продуманное убийство случайного представителя силовых ведомств и попытка скрыться. Второе – дерзость нападавших. В подростково-молодежной среде это называется – становлением личности, самоутверждением и, если хотите, демонстрацией собственных возможностей. Демонстрацией кому и для чего? Попытаемся выяснить.
По следам событий
Спецоперациям против террористов в Дагестане, Чечне и Кабардино-Балкарии предшествовал режим контртеррористической операции в части Назрани и селе Газиюрт в Ингушетии в пятницу, 7 октября.
В ходе операции были уничтожены шестеро боевиков, включая женщину.
Позднее стало известно, что среди ликвидированных оказался эмиссар запрещенной в РФ террористической группировки «ИГИЛ», Зубайри Саутиев. Со слов представителя силовиков, «прибывший из Сирии для возобновления террористической деятельности на территории республики».
На месте боестолкновений обнаружены автоматы, пистолеты, гранаты и готовые к применению самодельные взрывные устройства, в том числе два «пояса смертника».
Одним из ликвидированных в Сулейман-Стальском районе боевиков оказался Гаджи Будунов. Он примкнул к «табасаранской» бандгруппе примерно месяц назад. По его действиям удалось установить точное местонахождение двух впоследствии ликвидированных бандитов — Магомеднаби Оруджева (главарь банды) и Мирзаханова Абдуселима.
Как сообщал «Интерфакс» со ссылкой на НАК, оба были причастны к организации взрыва на Джемикентском посту ДПС, где погибли двое полицейских, убийству охотников и другим тяжким преступлениям.
Житель Дагестана Магомед Гасанбеков, задержанный в Каспийске за связь с боевиками, в ходе допроса сознался, что является террористом-смертником. Он рассказал, что готовился к самоподрыву по видеоматериалам в интернете и держал связь с боевиками из Сирии.
«Я всегда был на связи по Telegram с Ахмадом Мединским (выходец из Дагестана, который воюет на стороне боевиков в Сирии — прим.ред.). Он призывал меня и других (участников «спящей ячейки» — прим.ред.) к джихаду в самом Дагестане, а потом переехать в Сирию. Он обещал нам оказать поддержку, связать с людьми в Дагестане, которые нам дадут деньги, чтобы мы потом могли уехать в Сирию, но так и не оказал никакой поддержки», - цитирует «Интерфакс» Гасанбекова.
В этот же день в Гудермесском районе Чечни, недалеко от границы с Дагестаном была уничтожена бандгруппа из восьми человек. По данным МВД, она планировала совершить диверсионно-террористические акции на территории республики.
На участке между населенными пунктами Герзель и Энгель-Юрт был выставлен мобильный пост полицейских, которые попытались остановить два автомобиля - ВАЗ-2107 и ВАЗ-2114 для досмотра. Находившиеся в них открыли огонь по полицейским, ответным огнем силовики уничтожили машины, которые полностью сгорели вместе с бандитами.
По сведениям МВД, убитые входили в бандгруппу Али Демильханова, находящегося в федеральном розыске за участие в незаконных вооруженных формированиях. По предварительным данным, он мог быть в числе убитых.
Четверо полицейских в ходе боя получили ранения.
Вскоре, после завершения спецоперации последовало сообщение об убийстве бойца Нацгвардии РФ в селении Мескер-Юрт Шалинского района Чечни. Его тело с огнестрельными ранениями было обнаружено ночью. По предварительным данным, служащий чеченского нефтеполка был застрелен из проезжавшей мимо машины.
В это же время, в городе Прохладный КБР было совершено нападение на двух инспекторов ДПС, находившихся в салоне патрульной машины.
Старшие лейтенанты полиции 43-летний Альберт Керимов и 40-летний Владимир Мишков следили за обстановкой на дорогах города Прохладный, когда к их патрульному автомобилю подъехала черная «Приора». В ней было четыре человека, двое из них вышли на улицу и открыли по офицерам стрельбу.
Оба полицейских получили тяжелые ранения и скончались в больнице.
Как сообщило информагентство «LIFE», со ссылкой на силовые структуры, часть боевиков, участвовавших в расстреле правоохранителей, буквально на днях вступила в бандподполье.
Убийство – как вступительный взнос
Так что же общего во всех этих нападениях экстремистов на представителей силовых структур? Разведка боем, попытка «прощупать» боеготовность российских спецподразделений или, все-таки, проверка «новобранцев на вшивость» и их готовность вступить в ряды «воинов Аллаха»?
По крайней мере, во всех случаях прослеживается непосредственное участие в преступлениях молодых «рекрутов». По оперативным данным, некоторые участники нападения ушли на нелегальное положение совсем недавно.
В частности, уже установлена личность подозреваемого в расстреле полицейских в КБР. Им оказался 20-летний Мурат Кауфов из Баксана.
По информации источника в правоохранительных органах Кабардино-Балкарии, Кауфов ушел «в лес» за день до нападения. Убийство полицейских в Прохладном стало для него «боевым крещением». Таким образом, новые члены незаконных формирований доказывают, что готовы убивать. «А так как его (Кауфова, ред.) опознали, он уже не сможет уйти из банды и вернуться к мирной жизни», - пояснил источник.
Второй вопрос: куда и к чему стремятся и готовятся эти штурмовики?
Последние несколько лет северо-кавказские боевики были частью террористической организации «Имарат Кавказ» (запрещена на территории РФ). Именно они совершили нападение на Нальчик в октябре 2005 года, устроили серию терактов в Волгограде в конце 2013 года, были причастны к убийствам религиозных деятелей, сотрудников полиции и прокуратуры. Однако, участившиеся контртеррористические операции в регионе, результатом которых стало снижение численности членов бандподполья и ликвидация лидеров преступной организации, изменили общую ситуацию с экстремизмом на Северном Кавказе. Боевики решили переметнуться к популярной сегодня зарубежной организации «ИГИЛ» (запрещена в Российской Федерации).
Присяга руководителю ИГ (запрещена в РФ) со стороны того же Занкишиева стала прямым следствием упадка активности «Имарата Кавказ» (запрещен в РФ) и участившегося, в следствие этого, перехода северо-кавказских боевиков под черное знамя мирового терроризма. Первым, в конце 2014 года, перешедшим под покровительство ИГ (запрещено в РФ), стал лидер дагестанского сектора Абу Муххамад Кадарский, в прошлом правая рука Доку Умарова. Вслед за ним «эстафету» приняли члены незаконных вооруженных формирований из Ингушетии и Кабардино-Балкарии.
Покой им только снится
Неудивительно, что с нарастающей активностью, казалось, уже потухшего бандподполья на Северном Кавказе сотрудники правоохранительных органов начали бороться в усиленном режиме. За десять месяцев на территории округа прошли десятки спецопераций, в результате которых были ликвидированы одиозные лидеры кавказских ячеек ИГ (запрещено в РФ).
«Будущее у этой идеи есть. Мы приняли фетву и итоговую резолюцию, а также обращение к президенту России Владимиру Владимировичу Путину, чтобы на основании этих документов и нашего общего согласия ваххабиты были признаны сектантами и запрещены на законодательном уровне», - цитирует муфтия агентство.
Муфтий также констатировал, что сейчас идеология ваххабизма распространяется в Центральной России и Сибири, и мусульманам России необходимо объединиться в борьбе с этим явлением.
По словам Межиева, некоторые СМИ называют террористов и экстремистов джихадистами.
«Я бы призвал всех этого не делать, потому что в противном случае, во-первых, мы признаем, что эти люди на пути истинного джихада, а это не так. Во-вторых, джихад — это средство для достижения цели, а наша цель заключается в том, чтобы придерживаться норм ислама. Так что этих людей нужно называть шайтанами», - отметил он.
А накануне,11 октября, в Пятигорске под руководством председателя Национального антитеррористического комитета, директора Федеральной службы безопасности России Александра Бортникова прошло заседание НАКа. В рамках встречи был рассмотрен ряд вопросов, связанных с противодействием терроризму на территории Северо-Кавказского федерального округа и активизацией предупредительно-профилактической работы антитеррористических комиссий и органов власти.
Наряду в членами НАКа, участие в мероприятии принял вице-премьер Правительства РФ Александр Хлопонин, полномочный представитель Президента РФ в СКФО Олег Белавенцев, главы регионов Северного Кавказа, руководители и ответственные работники федеральных органов исполнительной власти, а также представители правоохранительных органов и спецслужб, сообщает пресс-служба НАКа.
Председатель НАКа добавил, что необходима активизация деятельности институтов гражданского общества с целью недопущения террористической пропаганды в Интернете и воспрепятствования вовлечения молодежи в террористическую деятельность.
В рамках заседания также говорили о проблемах профилактики терроризма на территории муниципальных образований. В результате встречи были выработаны дополнительные меры, направленные на совершенствование антитеррористической деятельности с учетом изменения оперативной и международной обстановки.