Армина Айрапетян
Автор

На сколько частей разделят Ставрополье?

Армина Айрапетян
Автор
01.06.2017

Ставропольский край, как и любой другой регион России, достаточно неравномерно населен. Развит в социально-экономическом плане он еще более неравномерно. Именно поэтому, когда возник вопрос о разделении региона на несколько территорий для внедрения новой системы обращения с ТКО, появилось много споров, предложений и вопросов, ответов на которые нет до сих пор.

Уже давно стало очевидно, что слова о том, что хорошо там, где нас нет - это всего лишь слова. Для того же, чтобы жить в достойном обществе и в подходящих условиях - их надо создавать самим. Именно этим принципом руководствовались авторы идеи, направленной на внедрение новой системы обращения с твердыми коммунальными отходам, проще говоря - с мусором. Власти, общественники, да и просто жители страны поняли - так продолжаться не может: никакие территории, никакие масштабы государства не позволяют захламлять землю отходами жизнедеятельности человека, пора в корне изменить сам подход к вопросу. Поэтому было решено привить россиянам культуру обращения с мусором. Предполагается, что каждый житель России должен платить за мусор, производимый им, региональному оператору - организации, которая будет отвечать за его вывоз, размещение, переработку и утилизацию. В списке десяти регионов, где новая система будет внедрена в пилотном режиме - Ставропольский край.

Конечно, для Ставрополья попадание в «десятку» имеет большое значение: это позволит региону получить от федерального центра дополнительные субсидии на реализацию программы, что, в свою очередь, не только облегчит переход на новую систему, но и поможет решить ряд накопившихся за десятилетия проблем в части обращения с отходами. Новая система должна была начать работать на территории субъекта уже с текущего года, но край, как и все остальные регионы России, оказался к этому не готов, так как вопрос требует серьезного подхода и принятия взвешенных решений. На их поиски всем причастным дали еще два года. При этом в Москве отметили: время вынужденной отсрочки должно быть использовано для тщательной проработки и подготовки, за которую отвечать будут лично главы субъектов и отраслевых ведомств, в первую очередь, — региональных министерств жилищного хозяйства. На Ставрополье к работе приступили немедленно. Однако, оказалось, что на бумаге все обстоит намного легче и понятнее, чем на деле.

Для того, чтобы упростить внедрение новшества, было принято решение разделить регион на две условные территории - северную и южную, в каждой из которых будет действовать свой региональный оператор, отвечающий за весь цикл обращения с ТКО и распределяющий обязательства между организациями-исполнителями.

Но оказалось, что предложенное двухзонное деление устраивает далеко не всех. Было предложено выделить юго-восточную часть края - Кочубеевский, Андроповский, Предгорный, Минераловодский и Георгиевский районы, а также города КМВ в третью зону со своим оператором и особыми правилами обращения с ТКО. Говоря о региональном операторе, имеется ввиду нейтральный «игрок», который устроит всех - как руководства муниципалитетов, так и действующие на сегодняшний день в сфере ЖКХ  и обращения с ТКО предприятия, которые не первый год работают на территории. Основная цель инициативы - не допустить монополии и искусственного уничтожения конкурентов, чего опасаются руководители городов группы Кавминвод. Ведь очевидно, что региональный оператор может воспользоваться предоставленными ему полномочиями и «перекрыть кислород» всем остальным. Например, если основным игроком на территории станет организация, специализирующаяся на захоронении мусора на полигонах, это и станет основным методом борьбы с ТКО, если такое возможно назвать борьбой. Авторы инициативы, в свою очередь, предлагают максимально минимизировать это. По их мнению, стоит законодательно запретить захоронение мусора в грунт на всей территории КМВ, чтобы защитить ее главную ценность - минеральную воду - от неблагоприятного воздействия. Подходящий для хранения на оборудованных и отвечающих всем нормам полигонах мусор предлагается вывозить за пределы особо охраняемого курортного региона, например, в Кочубеевский район, где уже сейчас есть организации, готовые его принять. Основную же часть отходов планируется подвергать глубокой сортировке и дальнейшей переработке во вторсырье и тепловую энергию, что не одно десятилетие делается во всех развитых странах мира.

Очевидно, что Кавказские Минеральные Воды и другие районы Ставрополья, которые предлагается включить в третью зону, способны самостоятельно организовать весь процесс обращения с ТКО, сохранив при этом минимальные тарифы для населения за счет компактного расположения муниципалитетов, густонаселенности и близкого размещения друг к другу задействованных в процессе объектов. Выгодно это и экономике районов.

Экономика не в ущерб экологии

Организация многоуровневого процесса обращения с отходами внутри зоны, без привлечения сторонних организаций, станет отличным стимулом для экономики городов и районов, а также привлечет инвесторов, ведь во всем мире уже поняли, что при правильном подходе мусор можно  превратить в большие деньги. Однако в погоне за деньгами не стоит забывать и об окружающей среде. Например, в свое время именно благодаря тепловой утилизации удалось ликвидировать полигоны ТКО в Кисловодске, Ессентуках и Железноводске, а также закрыть на рекультивацию полигоны в Лермонтове и Пятигорске. Но позже в регионе появились те, кто нашел самый легкий способ заработать на мусоре - закопать его в землю. Много лет на территории один за другим появлялись мусорные полигоны, свалки. Это негативно сказалось как на облике туристско-рекреационного региона, так и на экологических показателях. Ситуация начала меняться к лучшему только в последнее время, когда и общественность, и правительство забили во все колокола: курортный регион, край богатый целебными водами надо спасать от захламления. Чтобы добиться этого, стоит уже сейчас возродить практику максимального избавления от отходов, модернизировать и расширить имеющиеся отраслевые предприятия, возможно, ввести в эксплуатацию новые, привлечь для этого средства из бюджета, создать благоприятный инвестиционный климат. Но надо понимать, что пока все карты не раскрыты, пока непонятно, как сложится ситуация, - никто не рискнет вкладывать деньги, покупать кота в мешке. Ведь если руководить процессом будет оператор, которому не доверяют даже в самом регионе, вряд ли кто-то извне доверит ему свои средства.

Что ж, а пока остается ждать, гадать и надеяться, что затянувшиеся мусорные игры не ударят по карманам местных жителей и экологии региона.