Видеть сердцем: как тяжелое ранение научило военного врача из Кабардино-Балкарии не сдаваться

В беседе с нами Аслан Жашуев из Нальчика впервые так детально вспомнил тот ноябрьский день 2024 года. Запорожье, эвакуационная бригада, и он — реаниматолог, который снова и снова возвращается на позицию, где произошёл ракетный обстрел

30.01.2026

Метр за метром он выносил раненых на руках и не остановился, даже когда сам получил ранение. Осколок попал ему в голову, и Аслан лишился глаза.

— Во время эвакуации произошёл повторный обстрел, и я тащил на себе бойца. До машины оставалось всего 40 метров, — вспоминает военный врач, — Я даже сразу не осознал, что сам ранен. Просто силы начали иссякать, а когда я оказался в машине, потерял сознание. Когда пришёл в себя, прошло несколько дней, и я оказался в госпитале Севастополя. Кстати, тот парень выжил. Первое, о чём я тогда спросил у врачей, было именно об его судьбе.

Сейчас Жашуев с лёгкостью шутит с друзьями, которые по-доброму называют его Кутузовым. Но тогда, в реанимационной палате — едва ли не такой же, как и те, где он несколько лет назад спасал детские жизни, — осознать, что ничего не будет как прежде, ему помог практический опыт. Вместо того чтобы думать о том, как тяжело ему было потерять возможность видеть мир двумя глазами, он будто нарочно сам себе задавал медицинские загадки: что ещё мог «натворить» тот злополучный осколок? Это, признаётся врач, и вытащило его из тяжёлых мыслей.

Аслан решил стать врачом ещё во время срочной службы. После дембеля он поступил в медицинский университет и выбрал, пожалуй, самую сложную специализацию — детскую реанимацию. Мобилизация застала Аслана на посту врача в нальчикской больнице, где он работал с 2017 года. Не раздумывая и даже толком не попрощавшись с семьёй, он уехал спасать жизни на фронт. В течение первых двух месяцев он был главным медиком батальона, а затем попросился в эвакуационную группу, где, по его мнению, была большая нужда.

И вот, 16 ноября 2024 года, его жизнь круто изменилась.

— Сейчас я вижу только одним глазом, при этом на 40%. Но это не причина замыкаться в себе или опускать руки. Я спасал людей, и Бог спас меня, чтобы я мог продолжать помогать другим. Да, я не могу надеть халат и пойти в реанимацию, но я могу лечить по-другому. Именно для этого я поступил в программу «Герои КБР», — делится Аслан Жашуев.

Сегодня Аслан проходит стажировку в новом для себя направлении — в Министерстве туризма и курортов. Жеребьёвка на модуле привнесла новые идеи о том, как двигаться дальше. В родной Кабардино-Балкарии он планирует вместе с другими выпускниками программы открыть реабилитационный центр для тех, кто вернётся домой с фронта.

— Наша команда будет состоять из тех, кто прошёл этот путь. Все участники понимают друг друга без слов, и нам не нужно объяснять, что делать. Мы будем пробовать различные подходы. Уверен, у нас всё получится. Я надеюсь, что мои бесстрашные друзья — братья Маккаевы и Рашид Тогузаев, которые помогали мне добраться до раненых в самом пекле, также вернутся и тогда я смогу помочь им, — мечтает Аслан.

Сегодня медали «За отвагу», «За спасение погибавших», «За боевые отличия» и «За ратную доблесть» украшают военный китель врача. Аслан Жашуев знает - его путь лишь начинается. Его истории и опыт вдохновляют множество людей вокруг, и это только подчеркивает, насколько важна помощь и поддержка друг другу в самые трудные моменты.

Источник фото: Кавказ Сегодня