Сергей Юсупов
Автор

«Ветвей моих цветенье на века…»

К 195-летию Ирчи Казака, основоположника кумыкской литературы

Сергей Юсупов
Автор
12.12.2025

 

Далеко не каждый поэт удостаивается памятников от благодарных потомков. И если уж такое произошло – значит, отозвалось набатом его слово в сердцах людей через века и судьбы.

Эти слова применимы к основоположнику кумыкской литературы Ирчи Казаку, который как нельзя лучше знал и отражал в своих произведениях чаянья своего народа. Потому и стал народным поэтом – не по терминологии, а по сути.  

 

Родился Ирчи в бедной крестьянской семье предположительно в 1830 году в селении Муслим-аул (сейчас Атланаул) неподалёку от Темир-Хан-Шуры (нынешний город Буйнакск). Известно, что отца его звали Татархан, о матери сведений не сохранилось. Как и точной даты рождения будущего поэта.

Мальчик с ранних лет проявил одарённость: имел хороший голос и музыкальный слух, пел народные песни и пробовал сам слагать поэтические строки. Из-за этого он и стал известен под именем Йырчи, что в переводе с кумыкского означает «певец».

По приглашению кумыкского шамхала юноша был призван в качестве придворного певца и поэта в его дворец, где провёл несколько лет. Там он сочинял любовные и философско-поучительные произведения, отмеченные образностью и музыкальностью.

 

Затем произошла романтичная и трагическая история, в ходе которой Ирчи Казак помог другу-конюху Атабаю похитить из дворца любимую девушку, одну из рабынь. Однако беглецов настигли и вернули во дворец. После сурового суда друзей сослали в Сибирь, откуда Ирчи присылал на Родину стихи, описывающие тяжёлую жизни ссыльных.

Эти строки нашли своих почитателей: они быстро распространялись на родине поэта и пользовались большой популярностью. Наиболее яркие из них дошли до нашего времени: «Как я мог предвидеть коварство ханов?», «Попали в железный капкан», «Не стыдите за жалобу» и другие.

 

После ссылки Ирчи смог возвратиться в родной Дагестан, но жить в родном ауле ему не позволили. Он остановился в селе Ботаюрт Хасавюртовского округа Терской области. Однако позже известный в те времена учёный, поэт и общественный деятель Магомед-Эфенди Османов, высоко ценивший талант Ирчи Казака, заступился за него, поэтому ему разрешили вернуться в своё селение.

 

И с этого времени творчество поэта приобрело особую трансформацию, наполненную ярко выраженной гражданской позицией. В его стихах стали звучать обличительные ноты, направленные против социальной несправедливости. В своих произведениях он клеймил князей и беков (стихотворения «Счастье», «Иные времена» и др.), что, разумеется, не могло понравиться власть имущим.

В самую благодатную пору расцвета своего таланта Ирчи Казак был подло и предательски убит. Однажды тёмной ночью в его дом постучались. Выйдя на зов неизвестных людей, поэт больше не вернулся. Длительные поиски ни к чему не привели…

 

Увы, сохранилось немного произведений Ирчи Казака, но все они – образцы высокого творчества, наполненные яркими образами, затрагивающими открытую душу и живой ум. Его строки искусно и талантливо сложены, и вместе с тем понятны и доступны каждому, что объясняет их широкую популярность.

Впервые в истории дагестанской поэзии Ирчи Казак показал читателям образ ссыльного горца, мастерски описал трагичность его судьбы, связанные с этим переживания и тревоги. Поэт показал читателям великую ценность родной земли, родного дома, близких и друзей… Детали и обобщения, описания и размышления о жизни – всё это зазвучало по-новому, очень новаторски и ярко. Именно поэтому творчество Ирчи Казака оказало большое влияние на всю дагестанскую поэзию.

 

Его имя сегодня носят улицы в Махачкале, Кизилюрте, Хасавюрте, Каспийске, Дербенте, Буйнакске, Дагестанских Огнях, в сёлах и посёлках республики. Памятник поэту установлен в столице Дагестана, бюст – в его родном селе Атланаул.

«Ветвей моих цветенье на века…» – писал классик дагестанской поэзии в одном из своих стихотворений. И оказался прав: строки Ирчи Казака помнят и любят до сих пор.

 

Фото: Культура.рф