Владимир Марков
Автор

Отец дагестанской скульптуры

Владимир Марков
Автор
10.10.2025

 

Во все времена авторы создавали образцы национальной культуры, которые до сих пор служат вдохновляющими примерами гармонии, красоты, исторической правды и нравственными ориентирами для последующих поколений.

Поэтическое слово, музыка, живопись, архитектура… Виды искусства могут быть разными, но настоящие шедевры во все времена создавались людьми, имеющими глубокие народные корни. Потому что именно в них автор черпает и вдохновение, и силу, и глубокую убедительность своих образов.

 

Таким был и Хасбулат Нухбекович Аскар-Сарыджа – основатель скульптурного искусства Дагестана, член Союза художников СССР, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, Народный художник и Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР, кавалер двух орденов «Знак Почёта».

 

Хасбулат – ровесник прошлого века, он родился 9 октября 1900 года в Дагестане, в лезгинском селе Ахты. С ранних лет проявил склонность к творчеству: имел хороший музыкальный слух, учился в Армавирской музыкальной школе, затем в Московской консерватории по классу фортепиано, занимался аранжировками народных мелодий, выступал с концертами.

Однако позже его стремлениями овладела другая муза – в 1923 году юноша поступил на скульптурный факультет Ленинградского художественного института, который успешно окончил в 1927 году. Продолжал обучение в Италии, где изучал памятники классического европейского искусства, работал в одной из известных мастерских.

 

После возвращения из Европы Аскар-Сарыджа приступает к созданию монументальных произведений в Дагестане, преподаёт рисование в школе, работает директором Дагестанского краеведческого музея. И создаёт удивительные скульптурные композиции, которые до сих пор радуют зрителей как в музеях, так и на улицах городов.

В числе наиболее известных работ выдающегося скульптора – бронзовые бюсты Народных поэтов Дагестана Сулеймана Стальского и Гамзата Цадасы в Махачкале, конный памятник Махачу (Магомед-Али) Дахадаеву, именем которого названа столица республики, художественная композиция «Последний защитник Гуниба» и другие. А скульптура имама Шамиля авторства Хасбулата Аскар-Сарыджа находится на хранении в знаменитой Третьяковской галерее в Москве.

Известны также его скульптурные образы девушек-дагестанок, галерея портретов исторических деятелей и многие другие произведения.

 

Кроме того, Хасбулат Нухбекович создал многочисленные памятники и скульптурные композиции, которые были установлены во многих городах бывшего Советского Союза. Также Аскар-Сарыджа работал над оформлением трёх павильонов ВДНХ СССР – Северного Кавказа, Казахстана и Азербайджана.

 

Творчество выдающегося скульптора пронизано любовью к людям, бережным отношением к родной культуре, которую он хорошо знал и ценил. Ещё в юности Аскар-Сарыджа участвовал в художественных экспедициях, где изучал музыкальный фольклор, историю и быт народов Дагестана. Именно это дало ему возможность лучше узнать культурные традиции своей Родины. Именно это позволило ему стать не только искусным мастером, но и основоположником скульптурного искусства в своей республике. 

 

Закончил свою земную жизнь Хасбулат Нухбекович в 1982 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Но его произведения продолжают жить. И они долго ещё будут радовать последующие поколения, являясь образцами высокого мастерства и любви к Отечеству.

 

Фото: Дагестанская правда, Денис Абрамов / РИА Новости