Мотивы древних сказаний остались неизменными: животные всецело помогали человеку, а тот, в свою очередь, отождествлял себя с ними. Особое место среди этих животных занимает волк, как у башкир, так и у татар.
Древние славяне, египтяне, греки и скандинавы также использовали сложный характер волка, создавая сотни историй. Этот лесной хищник олицетворял мужество и стойкость, в то же время ассоциируясь с опасностью и силой.
Фольклор башкирских земель представляет собой увлекательный мир. Если спросить о легендах, то каждый житель Башкортостана назовет имена таких мифических существ, как Шурале, Толпар, Убыра или Аждаха. Эти образы берут свои истоки с самого начала народной истории, и башкиры, как раз, выражают благодарность волку. По преданию, именно он вывел кочующий караван на благодатные земли, и поэтому «Баш-корт» переводится как «кочующий волк».
Особенно захватывающие истории предков связаны со злыми духами. Например, царь злых духов Дэв преследует семерых сестер, которые, спасаясь, прыгают ввысь и превращаются в звезды, образующие созвездие. Таким образом, происхождение «Большой Медведицы» приобретает новые краски. Легенда о «девушке с коромыслом» также не случайна. Это бедная Зухра, страдавшая от жестокости мачехи, носила воду в кадке, где было отверстие. Вода утекала, а по плечам юной красавицы текла кровь от тяжелой ноши. Она призвала Луну помочь ей, и позднее её забрали на небо ослепляющие лунные блики.
В противовес башкирским легендам, татары часто рассказывают истории о любви и преданности. Одной из самых известных является легенда о Сююмбике, правительнице Казани. Гиды рассказывают о ней туристам, и существует множество версий её истории. По одной из них, Сююмбике влюбилась в русского царя, однако счастью помешали обстоятельства. Ради сохранения мира и независимости, царица ушла в своё «добровольное заточение». Согласно другой версии, этот русский царь был Иван Грозный, который должен был построить огромную башню за семь дней ради Сююмбике. Башня появилась как раз вовремя, но, чтобы не попасть в руки нелюбимому, красавица бросилась с самой её вершины.
Помимо этих историй о любви, каждый татарин знает, кого можно встретить в лесу весной или летом на рассвете или закате. Это косматое существо с рогом на лбу и длинными пальцами – злой и опасный Шурале. Он может щекотать до смерти, заманить в чащу, но боится воды или спутника. Местные жители со временем выработали методы борьбы с этим чудовищем, которое уводило их коней. Они мажут спины животных смолой. Однако пойманный Шурале проклинает деревню, и после этого в ней наступает бедность и неудачи.
Тем не менее, в легендах Татарстана есть и тотемный образ, который имеет власть над всем, даже судьбой человека. Ак буре или белый волк, может искусно принимать человеческий облик, становиться диковинной птицей или конем богатыря, который способен вывести потерянного странника из чудовищного плена, а то и спасти целое племя от опасности. Предки поволжских татар называют Ак буре не только своим тотемом, но и основателем рода.
Истории, которые сегодня рассказывают туристам, образы, используемые в сувенирной полиграфии, и маршруты, воспевающие подвиги героев легенд, появились не только благодаря устному творчеству. Арабские и персидские источники еще в X веке задокументировали удивительные перевоплощения, которые сегодня вдохновляют гидов на новые экскурсионные подвиги и открытия.
Мифология башкир и татар представляется как богатый и многослойный пласт культурного наследия, в котором волк и любовь оказываются в центре внимания, связывая людей с их историей и природой. Эти легенды продолжают жить, обогащая современное восприятие культуры и традиций двух народов.