Гасан Эфендиев – родом из небольшого аула Шовкра в Лакском районе Дагестана. Это селение издревле славилось искусными обувщиками, которые в деле обработки кожи стали настоящими корифеями. Рассказывают, что в 1930-е годы один из местных мастеров сшил сапоги для самого Сталина. Так это или нет, но слава шовкринских кожевенников простирается далеко за пределы республики.
Начинал с традиционного ремесла и Эфендиев. Но в какой-то момент он пошёл дальше: стал делать из кожи настоящие произведения искусства, которые сегодня занимают достойные места на самых престижных выставках во многих городах России, в том числе и в Москве.
- Гасан, с какого возраста Вы уже занимаетесь кожей?
- Где-то с 23-24 лет, уже четверть века.
- А почему именно кожа? Что в ней есть такого особенного?
- Я в жизни много что делал – и камнем увлекался, и другими материалами. Но когда начал работать с кожей, то понял, что уже не смогу от неё отстать. С ней как с глиной, такой же процесс. Нужно водой намочить, скрутить, поломать каждый квадратный сантиметр, чтобы она дошла до состояния пластилина…
- Сложно с ней работать?
- Например, чтобы одну работу сделать, 3-4 дня уходит. Только на четвёртые сутки она становится пластичной. По мере высыхания форму держит, которую ты ей придаёшь.
- Какие Ваши любимые жанры, что именно Вам нравится делать?
- Их много. Например, сейчас делаю обложки для книг Расула Гамзатова – в подарочном виде. Поднос сделал кожаный, очень интересный. Скульптуры, маленькие статуэтки…
- Понятно, что посчитать невозможно. И всё же: сколько примерно уже разных изделий за эти 25 лет сделали?
- Ну, если именно скульптуры – то около трёх тысяч изделий точно есть – у меня в наличии, на выставках. Одинаковых нет, разные все.
- Какие выставки особенно запомнились?
- Значимой для меня была международная этновыставка в Калуге, в 2013 году. Туда приехали участники из Казахстана, Белоруссии, Мадагаскара... Для них это было очень интересно. Особенно Мадагаскар заинтересовался. Я туда повез африканские маски и другие изделия из скальпов быков – кожи, которая нигде не применяется, в республике её выкидывают. В тех работах были выражены эмоции людей, горы, радость… И с этого многое у меня началось.
- Гасан, а может ли, на Ваш взгляд, современное искусство выражать национальный характер, душу народа, его культурные традиции?
- Всё, что я делаю, у меня получается с национальным уклоном. Например, макеты старых аулов – они очень правдоподобные. Я жил в селении, поэтому знаю там каждую улочку, каждый дом…
- Часть Ваших работ наполнена и патриотическим содержанием. Например, есть скульптуры, посвящённые Мариуполю, Донбассу.
- Да, есть такие работы. Я реагирую на актуальные события, не прохожу мимо них.
- Знаю, что Дагестан – республика патриотов. Насколько гражданская позиция художника должна определять его творчество?
- Всё, что происходит в стране и мире, я считаю, должно волновать художника. Потому что художник – тоже часть страны, часть народа. Я, например, поддерживаю позицию нашего Президента и поддерживаю всё, что происходит у нас в стране.
- Есть ли у Вас какие-то заветные творческие планы, мечты?
- Много лет занимаюсь творчеством, с каждым годом приходит опыт. Но чувствую, что в этой работе ещё много есть к чему стремиться. Всё с чем раньше работал – небольшого размера, а сейчас я начал браться уже за более объёмные формы. Хочу дальше развиваться именно в этом направлении. Это и есть сегодня моя главная мечта и мои планы.
Эфендиев работает с кожей во многих жанрах. Это макеты аулов, маски, фигурки, сумки, переплёты для книг, многие другие предметы. Но особое место в его творчестве занимают панно с изображениями рук – изящных, тонких, властных, нежных, сильных, любящих… Это целая философия, выражающая все оттенки человеческих взаимоотношений.
Но самые удивительные руки, конечно – не на панно, а у того, кто создаёт всю эту красоту. Руки Гасана. Руки Мастера.
Фото: личный архив Гасана Эфендиева