Саният Эзиева – человек талантливый и увлечённый. Диапазон её творчества подкупает не только широтой, но и высоким профессионализмом, который по достоинству оценён далеко за пределами Карачаево-Черкесии. В её активе – живописные работы, графика, керамика, войлок, настенная живопись, книжные иллюстрации… А также креативная педагогическая деятельность, общественная работа и многое другое.
До этого был диплом с отличием художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского госуниверситета, работа учителем в родном ауле Верхняя Мара. Потом аспирантура, защита диссертации в Москве, диплом кандидата педагогических наук, членство в Союзе дизайнеров России и Союзе художников России…
Сегодня Саният преподаёт декоративно-прикладное искусство и дизайн в Институте культуры и искусств КЧГУ имени У. Д. Алиева в Карачаевске, оставаясь при этом активным творческим человеком.
– Саният, когда Вы поняли, что судьба будет связана с искусством?
– Я с самого детства любила рисовать, и этому способствовал мой отец. Это он привил мне любовь к искусству через свое ремесло – был искусным мастером по дереву. Наблюдая за его работой, я видела таинство превращения обычного дерева в прекрасные изделия. Считала своего отца волшебником, который оживлял предметы, вкладывал в них душу.
Именно он поддержал моё желание учиться изобразительному искусству, но с условием, что это будет наш КЧГУ в Карачаевске, рядом с домом.
– Что в детстве вдохновляло на образы, с которыми Вы работаете сегодня?
– И сейчас считаю, что мой родной аул – одно из красивейших мест в Карачаево-Черкесии. Помню, как детство мы проводили на лугу, на перевале Гумбаши. Родители и старшие братья косили сено, а мы, младшие, его собирали. В свободное время бегали и лежали в высокой траве, ловили насекомых, собирали цветы и лечебные травы.
Когда мне было лет 14-15, мы ехали вечером домой по серпантину перевала, и нашему взору отрылась панорама на плато Бийчесын, вплоть до Главного Кавказского хребта. Мы увидели величавый Эльбрус, и я запомнила этот миг восторга: пейзаж вокруг меня тогда представился холстом, а я – художником, который смог передать эту красоту на полотне…
По сей день, когда вижу живописный пейзаж, кажется, что это готовый эскиз для переноса на холст.
– Есть ли у Вас миссия в творчестве, в искусстве?
– Искренне хочется верить, что искусство – не просто развлечение, но и язык души, который понимают все. Оно имеет глубокое влияние на нашу жизнь и мировоззрение. Если кратко, то я, как педагог и художник, пытаюсь способствовать творческой активности молодежи – через обращение к народным традициям.
– Каковы Ваши любимые жанры?
– В ноябре 2024 года у меня прошла персональная выставка «Грани творчества». Название выбрано не случайно: в этой выставке были работы в разных жанрах – портрет, пейзаж, абстракция, иллюстрация… Мне трудно определиться с любимой техникой и жанром. Хочется попробовать всё!
Но хочу особо выделить жанр портрета. Во все времена портреты служили способом сохранения образа человека для будущих поколений. И мне тоже хотелось бы, чтобы мои портреты людей остались в памяти их родных и близких.
– Сколько работ Вами создано?
– Точно не скажу. Около двухсот. За 20 лет деятельности они были представлены на многих выставках, форумах, мероприятиях самого разного уровня. Немало моих работ в частных коллекциях, и я этим очень горжусь.
– А в каких выставках и проектах принимали участие?
– Их очень много. Из последнего – приняла участие в выставке в Париже, на международном кинофестивале Cinema Heritage.
– Интернационально ли, на Ваш взгляд, искусство?
– Я искренне верю в это. Чем шире международные связи, тем активнее искусство включается в интернациональные контакты, обогащается традициями других художественных школ. Именно благодаря приобщению людей к выдающимся творениям мирового искусства становится возможным диалог различных культур, их сближение на уровне народов.
Фото: личный архив Саният Эзиевой