Асият Кабукаева родилась в Хасавюрте. После школы окончила Дагестанское художественное училище имени Джемала, училась на отделении художественной обработки металла. Однако позже ощутила свою склонность к рисунку и поступила на художественно-графический факультет ДГПУ. Уже 15 лет Асият – учитель изобразительного искусства Махачкалинской гимназии № 13. Одновременно работает в Дагестанском институте развития образования в качестве заведующего лабораторией по функциональной грамотности.
Кабукаева – участница многих образовательных и творческих конкурсов, призёр регионального этапа конкурса «Учитель года». А ещё она успешная художница, чьи работы участвовали в различных значимых художественных экспозициях, выставках и вернисажах.
Асият из интернациональной семьи: папа – кубачинец, мама – кумычка. От папы она унаследовала любовь к филигранной технике, от мамы, как говорится, всё остальное. Её работы близки и понятны человеку любой национальности, любого социального статуса. В них самое главное – красота, любовь, приверженность народным традициям.
- Асият, откуда истоки, откуда вдохновение?
- Одним из художников, который оказал эстетическое влияние на моё творчество, был Даниэль Мерриам, современный живописец. Он по образованию архитектор, поэтому все его сюжеты – с уклоном в архитектуру. Насмотревшись его работ, я и ушла в эту историю.
Затем была объявлена выставка по технике дудлинга – это когда начинаешь рисовать то, что тебе приходит в голову. Из этой серии у меня и возникли первые, можно сказать, наивные рисунки…
- Чистая импровизация?
- Да, как рука ляжет. Затем захотелось этой импровизацией заполнить какие-то знакомые образы. В качестве образов пришли различные рельефные изображения, которые вырезаются на камнях. В частности, культура нашего села Кубачи богата этими образами – грифоны, барсы, изображения птиц… Они взяты именно оттуда.
Затем я перешла в греческую мифологию. Далее пошла серия «сюр». То есть, когда что-то из чего-то возникает, во что-то переходит и… получается готовая работа.
- А откуда самые ранние истоки вашего творчества?
- Скорее, это литература. Для меня книги, прежде всего – это иллюстрации. Именно они были источником вдохновения. Плюс папа, который, как говорят, был «рукастый» – в плане того, что он любил всякие интересные вещи, вырезал по дереву. У него были интересные книги, и за любую идею он был «за».
- Расскажите, пожалуйста, об основных творческих проектах, что вы считаете уже состоявшимся. И что мечтаете воплотить.
- Были серии работ к юбилеям наших народных писателей – Фазу Алиевой, Расула Гамзатова, Сулеймана Стальского… Сейчас у меня есть новый исторический проект – «Ахульго». Есть и другие проекты – например, «Куклоград», в котором я участвовала дважды. Все они очень интересны.
И последняя по времени значимая работа в рамках программы Агентства стратегических инициатив – «Классная страна». Я визуализировала дагестанскую азбуку. Нужно было продумать единую концепцию, соответствующую стилистике региона – всего 33 буквы алфавита. Работа нашей творческой группы дала результат – первое место в конкурсе, в котором участвовали 22 региона. В подарок от Минпросвещения России нам досталась настольная игра, специально разработанная по дагестанской азбуке. Объектами для неё стали культурные промыслы и природные заповедники Дагестана, которые выбирали сами дети.
- Актуально ли, на ваш взгляд, использование национальных традиций в современных работах? Понятно ли это молодежи?
- Каждое последующее поколение должно на чем-то основываться. Просто так, с чистого листа, они не могут развиваться. В любом случае, одно наслоение идёт на другое. Я думаю, отражение своих корней должно быть. Без этого, мне кажется, искусство невозможно.
- Связь времен есть?
- Да, она есть и прослеживается. Однозначно.
Фото – личный архив Асият Кабукаевой