Валерия Поддаева
Автор

Омнибусы – транспорт для курсовой публики

В 18 и 19 веке по лечебным городкам принято было курсировать

Валерия Поддаева
Автор
26.12.2024

Утомленная сначала нарзанами, потом солнцем, разряженным воздухом, курортными балами, променадами и конными прогулками, курсовая дореволюционная публика разъезжала по Водам не столько по праздному безделию, сколько по настоянию врачей. В целом, определение «курсовая» и пошло от лекарских предписаний. В 18 и 19 веке по лечебным городкам принято было курсировать.

Согласно докторскому листку, начинать всё курортолечение следовало непременно на водах Горячих. То есть прибывал турист изначально в Пятигорск. Позже ему следовало уехать на употребление железных вод, потом выехать в Ессентуки, ну а завершать отпуск в солнечном и праздничном Кисловодске. Сей план врачей, которые отправлялись за своими подопечными на Воды на летнюю практику, успешно реализовывался вплоть до самой революции.

Публика была разная: от русского дворянства и приближенных к императору до артистов столичных театров, состоятельных чиновников и коммерсантов. Спрос на сервис неуклонно рос, и к переездам с одних
Вод на другие стали появляться требования.

До того, как курорты соединила ветка железнодорожной артерии, добраться из точки А в точку Б можно было либо верхом, что явно не устраивало барышень, либо в повозке, к чему они относились также скептически. Тогда для курсовой публики придумали специальный транспорт – омнибусы. Это многоместная карета, с виду напоминающая дыню сорта Торпеда. Такая «маршрутка» приводилась в движение лошадьми, а внутренний комфорт соответствовал требованиям публики.

Ходили омнибусы согласно расписанию, уехать в разные направления от каждой станции можно было в любое дневное время. Красивые, новенькие «трансферы» базировались на почтовых станциях, которые в те времена для удобства совмещали и функцию вокзала. Так, например, в Пятигорске организованная остановка была в Цветнике, в Ессентуках – на месте современного Курортного бульвара, в Кисловодске – в самом начале Тополевой аллеи, где сейчас стоит знаменитая пончиковая, а в Железноводске – у восточного въезда в город на месте современного музея Толстого. Последняя, кстати, сохранилась по сей день, и во дворике дома русского классика можно посмотреть на транспортные достопримечательности прошлого.

Омнибусы и дилижансы практически утратили свой функционал с появлением железной дороги. Курсовая публика предпочла комфортабельные поездки в вагонах долгой «тряске» по серпантину и бездорожью. Тогда же, кстати, и лекарские рекомендации курсировать по Водам начали постепенно сходить на нет. Распробовавшая воды Кавказа русская интеллигенция ехала или на уже понравившийся курорт, или в свой собственный особняк, которые ежегодно вырастали во всех городках, придавая им изысканный и слегка столичный архитектурный облик.

Фото: Александр Вильф. РИА Новости