Валерия Поддаева
Автор

Кунаки на Кавказе: история непрописанных правил

Особенный институт горских народов – куначество – много раз детализирован в мировой литературе и в сюжетах кинопленок

Валерия Поддаева
Автор
23.12.2024

Не существует рукописного свода правил кунаков, не задокументированы «обязанности сторон», но все правила братского товарищества передаются из поколения в поколение уже много веков подряд.

Сейчас среди кавказских народов чаще можно услышать «брат», нежели слово кунак. Но когда горцы называют ближайшим родственником постороннего человека, это говорит только об одном – ему джигит готов доверить абсолютно всё, даже жизнь.

Слово «конак», именно так на тюркском звучит «гость», уходит корнями в глубокую древность. Испокон веков горцы считали, что гость на пороге, даже если он нежданный – посланник Аллаха. Поэтому для него всегда была готова лучшая комната или даже отдельная пристройка «люкс», в какое бы время путник ни нагрянул. Горянки всегда готовят на одну порцию больше, сервируя обед или ужин, а настоящий кавказец в любой момент протянет руку помощи своему кунаку.

Кунак на Кавказе – это больше, чем друг. И даже, может, больше, чем брат. Неродственная связь двух посторонних и на словах породнившихся людей нигде не протоколируется и не фиксируется. Но если назвался кунаком, то, считай, обрёл ещё одну семью. Любопытно, но, чтобы стать названным родственником, чеченцу, черкесу или ингушу совсем не обязательно быть идентичной национальной принадлежности или аналогичного вероисповедания. Так, например, Печорин был кунаком отцу Бэлы, а Лев Толстой породнился таким образом с чеченцем Садо Мисербиевым из Старого Юрта.

Истории известны случаи, когда кунаками становились соседние аулы. Так, во времена строительства Моздокской крепости, в шестнадцатом веке, казачий хутор и чеченское село располагались по соседству, и жители практически всех домов окрестности передружились. Тогда было принято в знак особого доверия «обмениваться» сыновьями. Казаки воспитывали чеченских мальчишек, обучая премудростям военного дела, а отпрыски казаков набирались мудрости у старейшин среди джигитов. Кроме этого, дом кунака был настоящей крепостью и убежищем. Хозяин полностью брал под свою защиту гостя-кунака, который перешагнул порог ворот его жилища.

Сегодня традиции куначества не просто сохранились, их история продолжается. Существуют даже межэтнические проекты, которые объединяют семьи в разных уголках земного шара, а горянки по-прежнему готовы встретить дорогого гостя, сколько бы времени ни показывали часы: ведь порция ароматного хинкала или наваристой шурпы для кунака всегда есть в любом доме.

фото: РИА Новости