Валерия Поддаева
Автор

Умалат Лаудаев, первый чеченский этнограф

Он блестяще защищал Отечество, верно служил родной земле и знал всё о своих предках

Валерия Поддаева
Автор
11.12.2024

Его книги были находкой для исследователей, советские биографы досконально изучали каждую фразу, опубликованную в первом этнографическом труде о чеченцах, а Лев Толстой писал своего «Хаджи-Мурата» под «чутким присмотром» чеченского историка.

В небольшом равнинном селе Чеченского округа Терской области, в семье древнего тейпа Чермой, весной 1829 года родился мальчик, которому было уготовано судьбой служить родной земле знаниями и умелым слогом, помогающим сохранить вековые истории своего народа.

Умалат Лаудаев был сыном узденя 1-ой степени. По-чеченски «Оьзда нах» в его родном Ногай-Мирзин-Юрте (ныне это село называют Братским) так называли только благородных людей. Справочная информация была записана в Александровском кадетском корпусе Петербурга, куда мальчик был определён постигать военную науку и служить Отечеству. Прежде чем мальчик приехал в промозглую столицу из солнечного горного края, он обучался среди терских казаков русскому языку по решению отца. Тогда, ещё в пятилетнем возрасте, Умалат Лауцаевич уже проявил явные лингвистические способности.

Однако военная служба, оборона вверенных рубежей и сложные командировки не оставляли времени молодому чеченцу для досконального изучения истории своего народа. Но всё изменил случай. Шел 1853 год, когда пожилая мать Лаудаева обратилась к командованию с прошением о переводе сына на родной Кавказ. Из уважения к одинокой женщине и учитывая безупречную службу поручика кавалерии, он был командирован домой. По возращению на родину Умалат женился, поселился в отчем доме и продолжал служить уже в звании командира четвёртой сотни 2-го дивизиона Терского конно-иррегулярного полка.

Когда полк расформировали, у Лаудаева набралось военного стажа уже почти треть века. Он с благодарностью ушел на пенсию и наконец сел за рукописи, на которые раньше так не хватало времени. Вся его жизнь складывалась теперь в слова, воспоминания, исследования своей родословной.

Туземный офицер, как называл себя сам Умалат Лауцаевич, стал неожиданно для всех этнографом. В 1872 году литературные круги империи весьма впечатлила его первая книга. Строчка «Из чеченцев я первый пишу на русском языке о моей родине, ещё так мало известной» широко обсуждалась в научных салонах не только Кавказа, но и столицы.

Доподлинно известно, что этим произведением, вышедшем в печати под заголовком «Чеченское племя», пользовался Лев Толстой. Книга не просто стояла на полке его библиотеки, а стала настольной – в период написания знаменитого «Хаджи-Мурата».

Творчество Умалата Лаудаева не имеет срока давности. Его работами до сих пор охотно пользуются современные авторы, изучая историю и уклад жизни первопоселенцев Чеченского округа Терской области.

Фото: Юрий Заритовский. РИА Новости