Валерия Поддаева
Автор

Бешмет, папаха, черкеска… Как одевались горцы царской России

Сегодня полный образ джигита в национальном костюме увидеть можно на смотрах-конкурсах, в театрах, на музейных выставках или праздничных мероприятиях

Валерия Поддаева
Автор
10.12.2024

В повседневной жизни вы вряд ли встретите горца при полном параде. Но, хоть деловые костюмы и стиль кэжуал сменили традиционный образ, истории и деталям гардероба предков по сей день на Кавказе уделяется особое внимание.

Башлык, штаны, бешмет, черкеска и папаха – главные аксессуары и элементы костюма для горца во времена Российской империи. К образу подходили по всей строгости традиций, шили под заказ по индивидуальным меркам и очень гордились особенным и отличающимся от других образом. Однако, несмотря на всю сложность костюма и его многослойность, одежда была максимально удобной, не доставляя владельцу никаких неудобств и ограничений в движениях.

Бешмет – это одна из вариаций небольшого кафтана, который надевали поверх рубахи. Длина была, как правило, до середины бедра, рукав полностью закрывал предплечье, а воротник-стойка закрывал нательное белье.

Штаны шились тоже по определенным лекалам и напоминали брюки-галифе или шаровары. Их непременно заправляли в сапоги, которые изготавливались из хорошей и выделанной кожи.

Самый узнаваемый предмет гардероба горца – это, пожалуй, черкеска. При её кройке учитывалось сразу несколько деталей. Помимо функциональности, смотрели ещё и на возраст джигита. Чем старше будущий носитель, тем она была длиннее. У некоторых народов – например, кумыков, делались особенные вытачки, которые подчеркивали стать и ширину плеч мужчины-защитника.

Обязательно на грудь горца при полном параде нашивались газыри. Это особые полые трубочки, которые изготавливались из дерева или кости и выполняли роль пороховниц. Особо искусный наездник мог зубами достать патрон и перезарядить оружие, не останавливая при этом своего скакуна.

Ещё одна прикладная деталь костюма – башлык. Это особенный капюшон, который нашивался для защиты от дождя и ветра, прикрывая шею горца. Не снимали этот аксессуар и по праздникам: во время танца бешмет эффектно развевался, придавая движениям джигита особый шарм.

Венчал образ горца самый узнаваемый предмет гардероба – папаха. Она менялась в зависимости от мероприятия, куда направлялся джигит. По торжественному случаю надевался каракулевый головной убор, для повседневной носки использовались материалы попроще. Чем выше папаха – тем статуснее кавказец.

Всем известная бурка появлялась в сезон: особенный плащ надевали в военные походы и во время долгих странствий. Она служила горцу и домом, и щитом, и предметом особой роскоши. 

Сегодня в каждом музее истории, в любом регионе, за стеклом хранятся национальные костюмы разных эпох. Связь времен прослеживается не только в орнаментах, но и в предметах гардероба и всех составляющих внешнего образа человека. По истории кавказского костюма можно проследить не только ключевые вехи истории горного края, но и развитие мануфактурного производства, и искусство швейного ремесла. 

Фото: Павел Лисицын. РИА Новости