Откуда берутся гении, особенно в области естественно-научных наук? Конечно, будущее любого «Эйнштейна» определяется врождёнными задатками. Но главное и непременное условие появления выдающихся математиков, физиков и химиков – хорошая школа, хорошие учителя, действенная программа организации подготовки научных кадров и огромный личный труд. По мнению экспертов, чем раньше начинается такая целевая подготовка – тем больше вероятность, что эти семена дадут благодатные всходы.
23 ноября Правительство РФ утвердило комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года. Что это значит? Для чего предпринимаются столь значительные инновации в сфере образования?
Азамат Тлисов, директор Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, член Общественной палаты РФ:
- Мы понимаем, что и IT-производство, и работа крупных технологических гигантов в той или иной степени зависят от уровня математики. Даже повышение производительности счетных мощностей наших компьютеров во многом зависит от тех логических систем, которые построены на математике. И основные знания, и логика, и само мышление в этой сфере формируется именно в школе – и начальной, и общей.
Это тот фундамент, на котором потом можно в университетах и на предприятиях достроить необходимые знания. Здесь, мне кажется, логика в том, чтобы дать возможность молодому человеку сформировать этот качественный фундамент, на который, кстати, потом можно поставить еще и различные управленческие и гуманитарные компетенции – чтобы человек с пониманием фундаментальных процессов использовал их в дальнейшем в направлении своей практической карьеры.
Подготовка будущих лидеров точных наук в России с самой школьной скамьи предполагает в том числе обновление федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ по окружающему миру, математике, физике, химии и биологии, а также создание новых учебников и учебно-методических пособий по этим предметам. Если проще, то теперь естественно-научная подготовка детей в школах будет осуществляться на новых принципах.
Во-первых, предусмотрены мероприятия, направленные на повышение качества подготовки учителей математики и естественно-научных предметов, устранение дефицита таких педагогов в школах. Во-вторых, будут созданы новые учебники и учебно-методические пособия. Также будут расширены сети профильных классов с углубленным изучением математики, физики, химии и биологии, будет организована профориентационная работа математической, инженерной и естественно-научной направленности и другие мероприятия. Резонный вопрос: для чего это делается?
Азамат Тлисов:
- На мой взгляд, без усиления этого блока нам будет очень сложно развиваться в условиях глобальной конкуренции. Скажем честно, изменившиеся обстоятельства в мире вынуждают нас решать задачу, которая стоит в области импортозамещения: либо закрывать все сектора своими силами, либо с участием очень ограниченного числа надежных суверенных партнеров. Потому что, как выяснилось, суверенных стран на нашей планете не так уж и много.
Всё это требует от нас дополнительных усилий, в том числе – в обеспечении глобального лидерства. Это невозможно без защиты собственного суверенитета. А здесь нам необходимы кадры и конкретно – математика. Как оказалось, фундаментальные науки являются именно такими жизненно важными компетенциями.
Результатом реализации плана должно стать увеличение к 2030 году до 30% доли молодых учителей «точных» предметов, не менее чем на 10% числа учащихся, углубленно изучающих математику и естественные науки. И в том, что эти меры принесут конкретные результаты, сомневаться не приходится. В том числе и на Северном Кавказе, который дал отечественной науке много ярких имён и практических результатов.
Фото: Сергей Пятаков \ РИА Новости