Задокументировано его первое название и профиль – «винокурня», которая впоследствии стала знаменитой кожевенной фабрикой.
Братья-предприниматели Дёмины в 1860 году заключили неплохую сделку: они выкупили большой земельный участок по обеим берегам речки Члы с небольшим заводиком по розливу вина. Перспективное направление Фёдор и Лаврентий стали развивать, превратив винокурню в фабрику. Они модернизировали площади, выбрали лучшие рецептуры, заключили соглашение с местными фермерами, и вскоре их дела пошли в гору.
Однако запрет на пьянство, который спустили прямиком из императорского двора, разрушил всю бизнес-стратегию молодых купцов. Фёдор и Лаврентий унывать не собирались и в прямом смысле слова «переобулись», на ходу превратив винокурню в кожевенную мастерскую.
В середине XIX века таких мастерских в Ставрополе было уже много. Кто-то просто выделывал кожу и продавал обувщикам, кто-то брал заказы «под ключ» и изготавливал туфли, сапоги и детские ботиночки под индивидуальный заказ. Демины смекнули, что конкуренция в розничной торговле слишком высока и замахнулись сразу на особенный опт. Братья начали шить обувь для военных, и заказы оборонной промышленности сыпались как из рога изобилия.
Дела шли в гору вплоть до революции, а в гражданскую войну братья внезапно исчезли. Работники завода в большинстве ушли на фронт, заказы перестали поступать, а вскоре на забор некогда процветающей фабрикой, где день и ночь отгружали продукцию, прибили табличку «Закрыто». Правда, простаивать отлаженной кожевенной линии долго не пришлось. Уже в 1920-м производство национализировали, набрали штат сотрудников, и завод вновь стал работать на нужды Отечества.
«Профинтерн» – такое название получил ставропольский государственный кожевенный завод, который быстро догнал дореволюционные объемы, выпуская гражданскую продукцию. А в Великую Отечественную здесь вновь стали шить солдатские сапоги и ремни, а также оснащение для кавалеристов. Несмотря на то, что, уходя со ставропольской земли, армия Вермахта пыталась уничтожить завод, фабрику сохранили. И буквально на следующий день, после того как последний немец ушел из города, линия снова заработала.
Завод успешно перешагнул через перестройку и сложные экономические барьеры 90-х, адаптируясь под современные реалии. Сегодня здание старинной винокурни, которая больше известна в стране как Дёминская кожевенная мастерская, может не бояться самого беспощадного фактора – времени. Особый охранный статус сохранит теперь не только каменные постройки, но и подвиг тружеников, которые всю войну трудились для фронта.
Фото: Юрий Долягин. РИА Новости