Судьба забросила его на Кавказ, где военная романтика стала основой его публицистических работ.
В 1836 году в семье Потто Тульской губернии родился наследник, сын командующего Александровским кадетским корпусом. Впитав с молоком матери всю специфику воспитания в военной семье, мальчик мечтал только об одном — пойти по стопам отца и прославить династию Потто очередным заслуженным и уважаемым командиром. В семнадцать лет он поступил на службу в столичный Дворянский полк, а спустя два года был отправлен на Кавказ, где штурмовал турецкую крепость Карс.
Военной романтики, о которой мечтал сын командира, ему хватало сполна: театр военных действий вскоре стал не только возможностью для ратных подвигов, но и для пробы пера. Сначала он писал письма, в которых перекладывал в стихотворную форму эпизоды службы. Постепенно письма не вмещали все впечатления юноши и превратились в путевые заметки. После службы Василий Александрович, в отличие от сослуживцев, не отправился в отпуск домой. Родным тульским просторам он предпочел горный Кавказ и проехал со своим большим саквояжем, наполненным бумагами, перьями и чернилами, через Дагестан, окрестности Терека и Кубани. Он собирал фольклор и легенды, описывал местные деревни и недоступные аулы, поднимался на скалы и с документальной точностью отражал витиеватость рельефов и биографии старейшин.
Когда молодой император вновь собрал войско, но уже не в поход, а для объявления благодарностей от покойного батюшки, его речь вдохновила Василия Потто на объединение своих путевых заметок в большое кавказское «Воспоминание». В первый же день 1859 года рукопись легла на стол главному редактору журнала «Военный сборник», а год спустя Драгунский офицер (такой псевдоним выбрал себе молодой капитан) выпустил свой первый сборник.
Популярность кавказских рассказов Потто росла с каждым новым произведением. Он в деталях описывал быт и службу в горном крае, которые зачитывались не только молодыми кадетами, но и теми, для кого Кавказ был загадочным и даже диким. Сын тульского полкового командира с легкостью развенчивал все мифы и опасения, завораживая читателей своим слогом бескрайними долинами и опасными ущельями далекого от северной столицы южного региона. Что говорить об обычных читателях — сам император терял счет времени, когда ему попадали на стол повести и рассказы Драгунского офицера. Александру Второму так был близок стиль автора, что, говорят, в благодарность он даже крестил сына Василия Потто, своего тезку, Александра.
В 1906 году, уже в звании генерал-лейтенанта, Драгунский офицер возглавил Кавказский военно-исторический музей, который почти два десятилетия находился в запустении. К вверенной задаче Потто подошел со всей ответственностью и знанием дела, и в кратчайшие сроки цитадель военной славы пополнилась не только новыми экспонатами, но и стала лучшим в своем роде музеем Империи.
Военной карьере Василий Александрович отдал ровно полвека, и столько же он писал летописи о Кавказе, ставшем ему второй родиной. Генерала и писателя не стало в канун грядущих тяжелых испытаний для страны. Его похоронили в Тифлисе, в ограде военного собора в честь Александра Невского, где хоронили только самых почетных представителей государственной службы.
фото РИА Новости