Говорят, на Кавказе лезгинку начинают танцевать даже раньше, чем учатся ходить. Если чуть опустить детали – всё в точности так. Красивый гордый танец умеет танцевать абсолютно каждый, независимо от пола, возраста и места жительства. Одинаково прекрасно и филигранно чеканить шаг получается и у жителей высокогорных сёл, и у профессиональных танцоров больших городов.
Лезгинка своим происхождение обязана, как бы удивительно это ни звучало, русским служивым в Дагестане, в 19 веке. Тогда вояки просто объединили одним словом все горские танцы и нарекли «лезгинкой». Лезгины, правда, были удивлены, что именно они стали своеобразными «родоначальниками» танца – ведь их праздничные пляски заметно отличались от танца, ставшего сегодня национальным достоянием. Единственное, что нашлось общего в танцевальной манере – это «авар кавха», особенный танец от аварского старосты. В нём и угадываются главные элементы современной лезгинки.
Лезгинка, как танцевальный феномен, представляет интерес не только для культурологов, искусствоведов и историков. Культуру изящных движений по шажочкам разбирали главные балетмейстеры страны. На манеру танцевать лезгинку у разных народов Кавказа самый большой отпечаток наложила местная природа и рельеф. На равнинных территориях движения плавные и слегка размашистые. И чем выше в горы, тем больше у танцующих экспрессии. Здесь мы видим и прыжки, и резкость движений. В высокогорных аулах или на террасах небольших площадей недостаток «танцпола» компенсировали мастерством отточенных подскоков и яркостью элементов. Но если определить по этому фактору, какую лезгинку танцует джигит, достаточно просто, то отгадать по скромным и плавным движениям горянки манеру и стиль не так просто. Среди «принципиальных» отличий можно выделить лишь несколько: даргинки, к примеру, широко распластывают руки, а кумычки, наоборот, поднимают их вверх.
Наблюдать за лезгинкой – словно побывать в театре и посмотреть диковинное представление. До сих пор во многих районах Кавказа строго следуют всем правилам танца. Распределитель «вечера» сам определяет последовательность выхода танцующих, а у танца молодых неженатых людей есть даже свои уловки, как продемонстрировать симпатию к горянке.
В Чечне, например, парень, готовый рискнуть за красавицу жизнью, должен перекинуть папаху из руки в руку за её спиной, ни в коем случае не касаясь одежд девушки. Так он подчеркивает смелость и серьезные намерения. Ведь в противном случае он может серьёзно расплатиться за неудачный «трюк».
Иностранные путешественники, которым выпадала честь увидеть лезгинку, сравнивали этот танец с чувственным танго и считали её в сто крат сложнее из-за отсутствия тактильного контакта танцующих. Лезгинка чаще любых других народных плясок попадала на страницы произведений мировых авторов и даже становилась вдохновением для композиторов. А после революции национальный кавказский танец потерял все географические границы – сформировавшиеся ансамбли разнесли славу самого экспрессивного танца далеко за пределы высокогорного края.
Сегодня лезгинку знают во всем мире, и мастерство кавказских танцоров не оставляет равнодушным ни одного концертмейстера.
Фото: Станислав Жданов. РИА Новости